Свобода конкуренции в РФ как экономическая основа конституционного строя
Материалы / Экономическая основа конституционного строя / Свобода конкуренции в РФ как экономическая основа конституционного строя
Страница 5

Другие конкурентные действия получили наименование "неценовых", так как главным инструментом соперничества выступает потребительная стоимость товаров (работ, услуг), их качество и другие факторы, непосредственно не связанные с ценой товара.

Как указывал Г.Ф.Шершеневич, "конкуренция прежде всего происходит на почве качества предлагаемых товаров. Каждое предприятие стремится привлечь к себе внимание потребителей действительными или мнимыми преимуществами своих товаров перед товарами соперников". Неценовые действия выражаются в улучшении качества и потребительских свойств товаров (работ, услуг), расширении их ассортимента и введении в оборот новых товаров, улучшении сервисного обслуживания, продлении гарантийных сроков и т.д. Следует также назвать конкурентные действия, связанные с условиями производства и продажи товаров. К ним, в частности, относятся использование новых технологий (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов), товарных знаков и иных объектов промышленной собственности (ноу-хау и т.д.), захват более удобного местонахождения. Особо следует указать на рекламные действия конкурентов как мощное средство привлечения потребительского спроса.

Осуществление возможности совершать конкурентные действия имеет особенности. Суть проблемы в том, что совершение лицами конкурентных действий объективно связано с причинением определенных "помех" (неудобств, убытков в виде упущенной выгоды) другим субъектам предпринимательства (конкурентам). И такое причинение "помех", как правило, нельзя назвать противоправным. На это указывалось и в научной литературе. Так, Г.Ф.Шершеневич отмечал, что "например, открытие торгового заведения рядом или против прежнего магазина способно подорвать торговлю последнего; но какой бы вред ни наносила такая конкуренция, она составляет только осуществление права". Л.Б.Гальперин и Л.А.Михайлова также указывали, что "нельзя считать недобросовестной конкуренцией все действия, которые невыгодны для конкурентов".

Согласно п.2 ст.1 ГК граждане и юридические лица осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Основной интерес конкурирующего предпринимателя - это получение прибыли в результате победы (приоритета) над другими конкурентами путем привлечения к себе потребительского спроса. Ради этого конкурирующий субъект порой готов какое-то время нести убытки от снижения цен на свои товары, расходов на внедрение новых технологий, рекламу, более удобное местонахождение и т.д. Важнейшим признаком конкурентных действий является их одновременное целенаправленное воздействие на:

- потребителя (покупателя, заказчика), привлекая его спрос;

- конкурента и его деятельность (товары, работы, услуги), отвлекая их от потребителей.

При отсутствии такого целенаправленного воздействия, вызванного волевыми действиями конкурирующего субъекта, представляется неверным говорить о наличии конкурентных отношений. Само по себе количество производителей (продавцов) определенного вида товара еще не обязательно предполагает наличие конкуренции между ними, так как последние могут заключить различные соглашения, например по поддержанию единых цен, объема товаров, исключающие конкуренцию и т.д. Поэтому количество продавцов и покупателей, отсутствие барьеров для входа на рынок и другие факторы выступают в качестве условий осуществления права на конкуренцию, а не содержанием такового.

Конкурентные действия характеризуются особой целью: привлечь к своим товарам (работам, услугам) потребителей, приобретающих схожие товары у конкурентов. Именно этим обусловлено совершение хозяйствующим субъектом конкурентных действий по улучшению качества товара, снижению цен, использованию рекламы и так далее, а не альтруистическими соображениями, связанными с заботой о потребителе, о развитии научно-технического прогресса или самим по себе стремлением к прибыли. Ведь прибыль можно получать и от продажи некачественных товаров, без использования рекламы, например, в условиях монополии и т.д.

Поэтому возможность причинения "помех", в том числе определенного вида убытков (упущенной выгоды), вытекает из самой сущности права на конкуренцию (как права на состязательные действия, объективно ведущие к победе одних субъектов предпринимательства и поражению других). Поражение же в конкурентной борьбе и как следствие - уменьшение прибыли или разорение (банкротство) хозяйствующего субъекта выступает разновидностью предпринимательских рисков.

Правомочие требования заключается в возможности конкурирующего субъекта предпринимательства требовать от всех лиц (в том числе от конкурентов, государственных органов и их должностных лиц и т.д.), чтобы они не нарушали принадлежащее ему право осуществлять конкурентные действия (например, не препятствовали конкурентным действиям путем совершения монополистических действий и т.д.). Субъект предпринимательства также может притязать на применение к правонарушителям мер государственно-принудительного воздействия на основании норм гражданского, административного и уголовного законодательства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Операции с недвижимым имуществом
    К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмер ...

    Правовые основы экологического контроля в Российской Федерации
    Актуальность темы данной работы может быть охарактеризована несколькими положениями. Одной из злободневных проблем в России является проблема охраны окружающей среды, состояние которой на ...

    Арендные отношения
    В ст. 606 ГК РФ договор аренды определен как обязательство, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временно ...