Форма государственного устройства
Материалы / Форма Российского государства / Форма государственного устройства
Страница 2

Следовательно, в Конституции Российской Федерации закрепляется своеобразное разделение субъектов федерации, в зависимости от того, к какому типу они относятся – национально-государственному (республики), административно-территориальному (края, области, города), национально-территориальному (автономная область, автономные округа).

Хотя такое деление в чистом виде не зафиксировано, но о нем можно говорить исходя из содержания и построения статьи 65-66 Конституции Российской Федерации. В частности, в ч. 5 ст. 66 говориться о том, что «статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом».

На практике же эти противоречия в плане отношения субъектов федерации с другими субъектами и с федерацией еще более очевидны. Так, республики заняли более прочное место, чем другие типы субъектов федерации, в системе федеративных отношений. По отношению к нм федеральные органы государственной власти, как правило, воздерживаются от каких-либо характерных для унитарного государства методов воздействия. Этого нельзя сказать о других типах субъектов федерации. То есть, как бы фиксируются элементы асимметрии российского федерализма. В асимметричных федерациях объем полномочий разных субъектов не одинаков. В составе федерации могут быть другие части: федеральные округа, федеральные территории, федеральные владения, имеющие иное правовое положение, чем субъекты федерации. Не субъекты федерации управляется федеральными властями.

Существующие формальное различие субъектов федерации по типам, обуславливающее их разностатусность, приводит к неравноправию в системе экономических отношений. [22]

В современной форме государственного (территориально-политического) устройства Российской Федерации на лицо существенные по своему характеру изменения в форме управления территориями, регионами (федеральными округами), но пока не в самом территориальном устройстве федерации. Борьбы за полномочия и компетенцию идет внутри неизменной федеративной национально-территориальной формы организации государства. Этому во многом способствует не ясное конституционное описание российского федеративного устройства, дополненное особенностями договорного статуса отдельных субъектов федерации.

Практика политического развития Российского государства такова, что рассматривают политические системы национальных республик субъектов Российской Федерации как политические системы с индивидуальными особенностями. Нынешние республики в составе Российской Федерации – это республики государства с огромным политическим потенциалом, что закреплено в ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации. Главный критерий, позволяющий существовать фактически и выделять теоретически республиканские политические системы является национально-территориальный принцип, заложенный в основание политико-территориального устройства Российской Федерации. [23]

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    Хозяйственный договор
    Предпринимательская деятельность на территории Республики Беларусь осуществляется посредством совершения гражданско-правовых сделок, так как в процессе осуществления предпринимательской дея ...

    Принят обзор практики ВАС по спорам об отстранении конкурсных управляющих
    На сайте Высшего Арбитражного Суда сегодня опубликован новый документ, датированный 22 мая. Это информационное письмо № 150, содержащее в себе обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, с ...

    Статус депутата Законодательного Собрания в Тверской области
    Выбрав предметом работы тему «Конституционно-правовой статус депутата Законодательного Собрания Тверской области», автор работы счел этот вопрос наиболее интересным в области Конституционно ...