Государственный (политический) режим
Материалы / Форма Российского государства / Государственный (политический) режим
Страница 1

Переход от советского государственного авторитаризма к демократии и свободно формирующемуся гражданскому обществу вывело Российскую Федерацию на новый уровень. Понятие демократия означает, как известно, народовластие – власть народа.

Однако ситуация при котором весь народ осуществлял бы политическое властвование в Российской Федерации, да и во всем мире пока не реализована. Это скорее идеал, к которому нужно стремиться.

Признаками демократического режима является:

1. население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решение по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

2. решение принимается большинством с учетом интересов меньшинства;

3. базируется на гражданском обществе с его развитой структурой;

4. предполагает существование правового государства;

5. выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти и их подотчетность избирателям;

6. легитимность государственной власти;

7. силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности) находятся под демократическим контролем общества и используется только по прямому назначению, их деятельность регламентируется законами;

8. доминирует методы убеждения, согласования, компромисса, редко применяются методы насилия, принуждения, пресечения;

9. во всех сферах общественной жизни господствует закон;

10. провозглашаются и реально обеспечиваются права исвободы человека и гражданина;

11. в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип: «дозволено все, что не запрещено законом»;

12. гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;

13. реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, притворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).[24]

В практику Российской Федерации вошли демократические формы и методы деятельности органов государства: свободная пресса, публичность, свободные выборы, референдумы и т.д. Но не преодолены и авторитарные черты в деятельности государственного аппарата. При разделении властей решающая роль принадлежит исполнительной власти (особенно главе государства). Роль парламента принижена, судебная власть по ряду причин (в том числе материального характера) не выполняет своих функций. Да и те черты демократии, о которых упомянуто выше, не получили должного развития. Публичность имеет ограниченный характер: на просьбу общественности крупным государственным чиновникам представить декларацию о своих доходах почти никто не откликнулся.[25]

Из всего выше сказанного возникает вопрос о том, может ли режим, существующий в Российской Федерации на данный момент быть охарактеризован, как демократический. На этот вопрос существует как положительные, так и отрицательные ответы. Противоречивый характер российского общества, сожительство старых и новых форм, воспроизводящие попытки соединить институциализацию демократических институтов с практикой насильственно-авторитарного разрешения политических споров – все это чрезвычайно затрудняет определение нового режима в терминах авторитаризма и демократии.

Современный государственный режим Российской Федерации – сложный участок анализа. Сущность государственного режима является отражением приемов и способов осуществления государственной власти, а в переходный период – способов овладения властью и удержание ее господствующими элитами. Наиболее яркими событиями перехода от одного государственного политического режима к другому являются: в 1991 г. противостояние ГКЧП и зарождавшийся суверенной российской власти; в 1993 г. – вооруженное противостояние в центре Москвы (борьба за власть и собственность); в 2000 г. – президентские выборы. В настоящее время государственная власть, по крайней мере, на федеральном уровне, легализировалась и легитимировалась. Государственный режим в России несет в себе неизбежно отпечаток печального прошлого виде остатков в административно-командной системы и авторитарных методов властвования. Однако ни одна серьезная политическая сила уже не подвергает сомнению законность существующих органов власти и их решений. Вопрос об овладении и удержании власти уступил место проблеме эффективного управления в период кризисного состояния многих общественных институтов. Для поддержания легитимности приемов и способов управления, власть все больше обращается за поддержкой к самым широким слоям общества – партиям, движениям, а так же в целом к населению страны.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Основы теории правовой политики государства как самостоятельного политико-правового феномена
    Возможности поступательного развития общества, стабильность и предсказуемость социальных процессов в значительной степени определяются характером проводимой государством политики в той или ...

    Источники римского права
    Как известно, Рим трижды покорял мир: своими легионами, превратившими маленькую городскую римскую общину в центр огромной империи; христианством, ставшим мировой религией, и, наконец, право ...

    Структура Министерства экономики Республики Татарстан
    Я проходила производственную практику в Министерстве экономики Республики Татарстан, в отделе государственной поддержки инвестиционных проектов Управления инвестиционной и инновационной дея ...