Проблемы и перспективы пенсионного законодательства Российской Федерации
Материалы / Трудовые пенсии / Проблемы и перспективы пенсионного законодательства Российской Федерации
Страница 1

С 1 января 2003 года вступили в действие за­коны, в корне меняющие существовавшую систему пенсионного обеспечения Российской Федерации, практически полностью перестраиваю­щие правовое регулирование в данной сфере.

Это в первую очередь законы «О трудовых пен­сиях в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федера­ции» и «О государственном пенсионном обеспече­нии в Российской Федерации», принятые Государ­ственной Думой и Советом Федерации, а также принятые в первом чтении законопроекты «Об уп­равлении средствами государственного пенсионно­го обеспечения (страхования) Российской Федера­ции» и «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс и в некоторые законодательные акты о налогах и сборах».

Таким образом, при разработке законов, регу­лирующих отношения в сфере пенсионного обеспе­чения, необходим комплексный подход, анализ смежных отраслей законодательства и их взаимо­связей.

Внесенные в Государственную Думу Президен­том Российской Федерации проекты законов по пенсионной реформе содержали такое количество недостатков, что после первого чтения в профиль­ный комитет Думы поступило более 600 поправок. Депутатам Думы удалось прийти к согласию по ряду поправок и добиться того, чтобы часть из них была принята, но значительное коли­чество, к сожалению, было отклонено.

На сегодняшний день главным недостатком принятых законов, на мой взгляд, является наруше­ние положений п.2 ст.55 Конституции Российской Федерации, запрещающих издавать законы, отменя­ющие или умаляющие права человека и гражданина.

В чем это проявляется?

Прежде всего в самом понятии трудовой пен­сии, которая определяется как выплата в целях ком­пенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица пе­ред установлением им трудовой пенсии. Данное определение в корне меняет концепцию права на пенсию, существующую в настоящее время. Дей­ствующее до настоящего года законодательство, а именно Закон «О государственных пенсиях», связы­вало право на получение пенсии с наступлением определенного возраста, наступлением инвалидно­сти и потерей кормильца. Таким образом, закреп­ленное в законе понятие трудовой пенсии как возмещение утраченного заработка или иного дохода является существенным нарушением прав граждан, достигших пенсионного возраста, но продолжаю­щих работать, т.е. не утративших свой заработок. Подобная формулировка позволяет органу, осуще­ствляющему назначение пенсии, по этому основа­нию отказать гражданину в его праве на трудовую пенсию. Разработчики законов — Правительство и Пенсионный фонд — неоднократно в устной форме заверяли, что этого не произойдет, и хотелось бы в это верить, однако, на мой взгляд, такая дискрими­национная неопределенность в законной формули­ровке основных понятий недопустима. В ст. 18 ч.4 Закона «О трудовых пенсиях» содержится норма, закрепляющая право на пенсию работающих пен­сионеров без каких-либо ограничений, но не так четко, как в Законе «О государственных пенсиях».

Далее, хотелось бы остановиться на новом опреде­лении пенсии по инвалидности, а точнее — на усло­виях ее назначения. В соответствии с новым законом данный вид пенсии устанавливается при наличии ограничения способности к трудовой деятельности I, II и III степени. Однако действующее законода­тельство, в частности Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также поло­жение «О порядке признания лица инвалидом», ут­вержденное Правительством, не содержат понятия степени ограничения способности к трудовой дея­тельности и предусматривают установление I, II и III групп инвалидности. После больших споров опреде­лились, что 2 года инвалидность будет устанавли­ваться по-прежнему, а с 2004 года — по-новому, но понятие «степень ограничения способности к трудо­вой деятельности» осталось (степени ограничения трудоспособности привязаны к процентам утраты трудоспособности). Здесь также имеет место воз­можность для различного рода ущемления прав граждан, являющихся инвалидами.

Из страхового стажа новым законодательством исключены периоды обучения в училищах по под­готовке кадров, техникумах, ВУЗах, время отпуска до родов, период проживания супруга военнослужа­щего, проходящего службу в местностях, где супруг не мог трудиться по специальности.

Период ухода за ребенком до 1,5 года, а в общей сложности не более 3 лет, военная служба, период получения пособия по временной нетрудоспособно­сти или пособия по безработице и т.д. теперь будут засчитываться только в том случае, если этим перио­дам предшествовала : трудовая или иная деятель­ность, во время которой уплачивались страховые взносы. Из нестраховых периодов только два — служ­ба в армии и уход за детьми — будут оплачиваемыми.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Современная государственная кадровая политика субъектов РФ на примере Ростовской области
    Российская Федерация имеет федеративное устройство. Ее субъекты равноправны и имеют достаточно широкие полномочия. Конституцией Российской Федерации достаточно четко определены предметы вед ...

    Арендные отношения
    В ст. 606 ГК РФ договор аренды определен как обязательство, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временно ...

    Принят обзор практики ВАС по спорам об отстранении конкурсных управляющих
    На сайте Высшего Арбитражного Суда сегодня опубликован новый документ, датированный 22 мая. Это информационное письмо № 150, содержащее в себе обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, с ...