По К-1918 Ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат утверждение, изменение и дополнение Конституции; общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство, гражданское, уголовное законодательство и пр.
, право амнистии, общей и частичной. Органом судебной исполнительной власти был народный комиссариат по юстиции.В К-1924 на союзном уровне была создана система правоохранительных органов. Высшим органом правосудия стал Верховный Суд СССР. Наряду с этим Верховный Суд выполнял функции конституционного правосудия и контроля. К его ведению относились вынесение заключений по требованию ЦИК СССР о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции, разрешение судебных споров между союзными республиками. Учреждалась должность Прокурора Верховного Суда СССР. Председатель ВС, его заместитель и пять членов ВС, а так же прокурор ВС и его заместитель назначались президиумом ЦИК СССР.В К-1936 судебной системе отводится целая глава "Суд и прокуратура". Конституция 1936 закрепила, что правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами. Определялся порядок выборов в соответствующие суды и срок полномочий судей. Закрепились принципы независимости судей и подчиненности их закону, открытости разбирательств без исключений, предоставления защиты обвиняемому, рассмотрение всех дел с участием народных заседателей. Судопроизводство ведется на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном языке. В этой же главе определился статус Генерального прокурора. За ним закреплен высший надзор за точным исполнением законов всеми Министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами. Определен порядок назначений и сроков действия полномочий на прокурорских должностях. В К-1977 судебной системе отведена глава "Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор". Система выборов судей и народных заседателей осталась прежней. Введен институт военных трибуналов. Введена ответственность судей и народных заседателей перед избирателями, закреплена норма их отзыва. Организация и порядок деятельности Верховного Суда СССР определяются Законом о Верховном Суде СССР. Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально; в суде первой инстанции – с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи. Теперь принцип независимости распространен и на народных заседателей. Правосудие в СССР по К-1977 осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом. Основное нововведение – презумпция невиновности по ст.160. Введен институт юридической помощи (адвокатуры) и определены порядок и организация их деятельности. Ст.162 допускает к участию в судопроизводстве по гражданским и уголовным делам представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Вводится институт государственного арбитража для разрешения хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями, а так же определяется их порядок и организация их деятельности. Ст.164 расширен круг прокурорского надзора и введена подотчетность Генерального прокурора СССР перед Верховным Советом. Так же в К-1977 снижен срок полномочий Генерального прокурора до пяти лет. Организация и порядок деятельности органов прокуратуры теперь определены Законом о прокуратуре СССР.Судебная система претерпела в своем развитии значительные изменения. От прямого назначения на должности в К-1924 до принципа выборности в К-1936, 1977. Основное завоевание К-1977 закрепление презумпции невиновности. Независимость судей, открытость судебных дел, предоставление защиты, коллегиальное рассмотрение дел – стали конституционными нормами. Ни в одной конституции нет упоминания о Конституционном суде. Функции Конституционного суда формально выполняли высшие органы государственной власти.
Смотрите также
Понятие оценочной деятельности. Субъекты права собственности
Изначально важнейшим фактором
развития оценочной деятельности в РФ послужило государственное регулирование
самой оценочной деятельности, а сегодня и деятельности саморегулируемых
организаци ...
Конституционный статус Президента Российской Федерации
Институт президентства
в Российской Федерации является достаточно молодым в сравнении, например, со многими
западными странами, и имеет существенные отличия. Они выражаются в конституцио ...
Реабилитация, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс
Институт возмещения вреда, причиненного
незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс, был заимствован гражданским
законодательством Республики Казахстан из норм ранее действовав ...