Правовой режим внутренних (морских) вод.
Материалы / Международно-правовой режим мирового океана / Правовой режим внутренних (морских) вод.

К внутренним (морским) водам согласно Конвенции ООН 1982 го­да относятся заливы (бухты, лиманы, губы), ширина входа в которые не превышает 24 морских миль, исторические заливы и воды портов, а также воды, расположенные между береговой линией государства и прямыми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря (территориальных вод)2.

Внутренние морские воды находятся под исключительным суверенитетом прибрежного государства. Пользование такими водами, в том числе в целях судоходства, рыболовства либо проведения науч­ных исследований, может осуществляться иностранными государ­ствами на условиях, определяемых прибрежным государством.

В соответствии с международным правом государства имеют право объявлять те или иные заливы, ширина входа в которые превышает 24 морские мили, историческими.

Однако историческими могут быть только такие заливы, которые в силу географического положения имеют большое значение для безопасности и экономики прибрежного государства и в отношении которых оно длительное время осуществляет свои акты власти, о чем должно быть известно и другим государствам.

В настоящее время к историческим заливам относятся, например, залив Петра Великого (Россия), Гудзонов залив (Канада), Варангер-фьорд и Вест-фьорд (Норвегия)1.

Гуцуляк В. Н. называет следующие исторические заливы: Бристольский, Форт-оф-Форт, Мори-Ферт (Великобритания), Делавэр, Монтерей (США) и др.2

Особое значение для морского судоходства имеют порты. Поскольку порты и их воды находятся под суверенитетом государства, то оно само, в одностороннем порядке, определяет, какие порты мо­гут быть открыты для захода и пребывания иностранных судов, и устанавливает правовой режим пребывания таких судов в портах. В соответствии с Законом РФ от 16 июля 1998 г. морские порты объявляются открытыми для захода иностранных судов на основании решения Правительства России. Все иностранные суда, за исклю­чением военных кораблей и других государственных судов, исполь­зуемых в некоммерческих целях, могут заходить в такие порты. При пребывании в портах иностранные суда, а также находящиеся на их борту пассажиры и члены экипажей подпадают под действие уголов­ной, гражданской и административной юрисдикции государства порта.

Особый порядок захода и пребывания в портах устанавливается для военных кораблей и государственных судов, используемых в некоммерческих целях.

Внутренние (морские) воды являются частью территории прибрежного государства, которое пользуется в них своим суверенитетом, как и на сухопутной территории, безо всяких исключений.

Правовой режим внутренних (морских) вод определяется внутренним законодательством государства, которое обязательно для исполнения всеми невоенными судами.

    Смотрите также

    Пересмотр постановлений и решений по делу об административном правонарушении
    Важной гарантией законности и обоснованности применения административных взысканий является существование стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушени ...

    Методы контроля таможни на службе налоговых органов
    Одновременно с либерализацией налогового законодательства, снижением налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования государством проводятся мероприятия по совершенствованию контроля за полно ...

    Понятие и основы местного самоуправления
    Территория любого государства (кроме «карликовых государств» — Науру, Тувалу и др., где на мелких островах проживают иногда лишь 7—10 тыс. человек) разделена на административные единицы. Он ...