Правовой режим проливов.

Международные проливы соединяют моря, омывающие берега различных государств, и играют большую роль в международном судоходстве. Проливы, ведущие к внутренним водам прибрежного государства, если оба их берега принадлежат этому государству, считаются внутренними водами.

Международные морские проливы делятся на две основные группы1:

морские пути, соединяющие открытые моря (например, Гибралтарский и Магелланов проливы);

морские пути, соединяющие открытое море с замкнутыми морями (например, Балтийские проливы).

В проливах, используемых для международного судоходства, все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода. Под транзитным проходом понимается осуществление свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через международный пролив.

В международных проливах государства, граничащие с ними, мо­гут устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения судов, если это вызывается необходимостью обеспечения безопаснос­ти судоходства. Такие коридоры и схемы должны соответствовать международным правилам. Предложения об их установлении государства должны передавать Международной морской организации. Эта организация после согласования с государствами, граничащими с проливами, утверждает морские коридоры и схемы разделения дви­жения. После этого возможны установление, предписание или заме­на морских коридоров и схем разделения движения. Суда при осу­ществлении транзитного прохода обязаны соблюдать предписанные морские коридоры и схемы разделения движения.

Государства, граничащие с проливами, обязаны не препятствовать транзитному проходу и сообщать о любой опасности для судоходства в проливе. Какое-либо приостановление транзитного прохода через международные проливы запрещено. В том случае, если пролив соединяет территориальное море како­го-либо государства с частью открытого моря или исключительной экономической зоной, в таком проливе действует право мирного про­хода. Режим мирного прохода применяется и в проливе, образуемом островом государства, граничащего с проливом, и его континенталь­ной частью, если в сторону моря от острова имеется столь же удоб­ный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в экономической зоне. Мирный проход в этих проливах имеет такой же правовой режим, что и мирный проход в территориальном море, за исключением того, что мирный про­ход в указанных проливах не может быть даже временно приоста­новлен.

Имеется ряд проливов, правовой режим в которых установлен полностью или частично действующими специальными конвенция­ми. К ним относятся Черноморские и Балтийские проливы, а также Магелланов пролив.

Регламентация плавания по датским проливам осуществляет­ся Трактатом об отмене пошлин, взимаемых с судов и грузов при проходе их через проливы Зунда и обоих Бельтов, от 14 мар­та 1857 г., а по черноморским – Конвенцией о режиме проли­вов, подписанной 20 июля 1936 г. в Монтрё взамен Лозаннской Конвенции от 24 июля 1923 г.1.

Гибралтарский пролив расположен между южной оконеч­ностью Пиренейского полуострова Европы и северо-западной частью Африки. Он соединяет Средиземное море с Атлантичес­ким океаном, имеет длину 59 км, ширину – от 14 до 44 км. Территория пролива контролируется тремя крупными портами: Гибралтаром (принадлежит Великобритании), Альхесирасом (Ис­пания) и Танжером (Марокко). Основы правового режима про­лива были определены соглашениями Великобритании, Фран­ции и Испании 1904 и 1907гг.

Магелланов пролив, соединяющий Атлантический и Тихий оке­аны, располагается между южной оконечностью Южной Амери­ки и архипелагом Огненная Земля. Пролив имеет 575 км в длину. Наименьшая ширина – 2,2 км. Режим пролива был регламенти­рован в двустороннем договоре между Аргентиной и Чили от 23 июля 1881 года, исходя из его нейтрализованности и свободы для плавания торговых и военных судов всех государств. Договор между Аргентиной и Чили 1941 г. отменил нейтра­лизацию канала и предусмотрел свободу судоходства по нему только для плавания торговых и военных судов всех государств. Лишь последующее развитие морского права изменило ситуа­цию.

    Смотрите также

    Адвокат в гражданском процессе
    Одним из важнейших элементов механизма обеспечения прав и свобод личности в любом обществе является гарантия получения юридической помощи. Оказавшись в проблемной ситуации и не имея специал ...

    Приключения "Винни-Пуха" в Палате по патентным спорам, которая установила приоритет авторских прав переводчиков
    Индивидуальный предприниматель Александр Вольнов, полтора года назад лишивший другого бизнесмена прав на товарный знак "Винни-Пух", не смог зарегистрировать бренд на свое имя. Непреодолимым ...

    Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и в зарубежных странах
    Формирование единого рыночного и экономического пространств требует свободного перемещения всех факторов производства. Глобальная взаимосвязь международных экономических отношений в совреме ...