Содержание функции уголовного преследованияМатериалы / Уголовное преследование / Содержание функции уголовного преследованияСтраница 2
Действительно, нередко в рамках предварительного расследования производятся процессуальные действия, которые к уголовному преследованию непосредственного отношения не имеют (а иногда, наоборот, оказывают на уголовное преследование прямо противоположное воздействие).
Например, это бывает при удовлетворении ходатайства обвиняемого о производстве следственных действий, подтверждающих его невиновность или меньшую виновность.Довольно полное определение функции уголовного преследования применительно к деятельности прокурора с учетом положений УПК РФ приводит в своем диссертационном исследовании Е.Д. Болтошев. По его мнению, функция уголовного преследования, осуществляемая прокурором на досудебных стадиях, представляет собой "регулируемое уголовно-процессуальным законом направление деятельности, заключающееся в возбуждении уголовного дела против конкретного лица либо даче согласия на такое возбуждение органам расследования, сборе достаточных доказательств, изобличающих подозреваемого в совершении преступления и для привлечения его в качестве обвиняемого, проведении процессуальных действий, допускаемых по решению суда, но требующих предварительного согласия прокурора, либо проводящихся с санкции прокурора, в том числе по применению мер пресечения и иных мер процессуального принуждения с целью предотвращения негативного воздействия на нормальный ход расследования и его окончание с обвинительным заключением или обвинительным актом для направления уголовного дела в суд, а также в принятии мер по возобновлению уголовного преследования лиц, подозреваемых в совершении преступления, в случае незаконного и необоснованного отказа органов расследования в возбуждении против них уголовного дела либо его прекращении".
Вместе с тем заметим, что вопрос о том, относится ли к "чистой" функции уголовного преследования дача прокурором согласия на проведение процессуальных действий, допускаемых по решению суда, является весьма дискуссионным. По нашему мнению, в данном случае эта деятельность одновременно в определенной своей части является надзорной, а в другой – имеет характер уголовного преследования. Причем если проследить динамику принятия прокурором решения, то вначале он должен проверить законность, обоснованность и мотивированность решения следователя и, лишь убедившись в его соответствии требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ, инициировать уголовное преследование.
Наиболее значимым по сравнению со всеми изложенными позициями, по нашему мнению, является предложение А.Г. Халиулина включить в содержание уголовного преследования следующие действия и решения:
а) возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица;
б) производство следственных действий, направленных на собирание в отношении конкретного лица обвинительных доказательств;
в) выдвижение в отношении конкретного лица подозрения в совершении преступления;
г) формулирование и предъявление обвинения в преступлении;
д) производство следственных действий, направленных на доказывание выдвинутого обвинения;
е) направление дела в суд с обвинительным заключением;
ж) поддержание обвинения перед судом
Смотрите также
Экономическая основа конституционного строя
В социально-экономической сфере за последние столетие проделаны виражи от
частной собственности к приоритету общественной, особенно в форме
государственной, собственности, а затем - к плюрал ...
Организация Североатлантического договора
Во все времена
государства объединялись в военные блоки и союзы для защиты своих интересов. С
развитием международных отношений такие союзы стали носить все более глубокий
характер. Устав О ...
Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий
Главой 23 УК РФ установлена уголовная ответственность за преступления
против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Это позволит
устранить пробелы в уголовном законодательстве, ...