Ответственность за несоблюдение конституционных норм
Материалы / Реализация норм Конституционного права / Ответственность за несоблюдение конституционных норм

Анализ норм Конституции РБ позволяет утверждать, что одним из видов юридической ответственности является конституционно-правовая ответственность.

Ответственность, предусмотренную конституционными нормами следует отличать от других видов ответственности, которая вытекает из норм Конституции.

Так, в случае нарушения конституционных обязанностей (ст. 52-57 Конституции) наступает гражданская, административная и уголовная ответственность. Посягательство на жизнь, неприкосновенность личности, на право собственности т.д. может влечь ответственность как санкцию государства за посягательство на права других граждан, предусмотренную иными отраслями права. В этих случаях ответственность носит не конституционно-правовой характер, хотя и наступает за нарушение норм Конституции.

Конституционно-правовая ответственность – особый вид ответственности. Она не очень широко распространена, довольно специфична и отличается от других видов ответственности.

Специфичность конституционно-правовой ответственности, позволяющая уяснить её сущность, проявляется в следующем :

1) специальный субъект ответственности (государство, орган государства, должностное лицо). На гражданина, если он не должностное лицо эта ответственность не распространяется;

2) специфическое основание для установления конкретной ответственности органа государства и должностного лица. Такими основаниями может быть издание противоречащих Конституции нормативных актов; совершение действий, дискредитирующих статус судьи, депутата и т.д.;

3) отсутствие единого нормативного правового акта, закрепляющего основания этого вида ответственности. Конституционная ответственность устанавливается Конституцией, Кодексом о судоустройстве и статусе судей РБ, законами, определяющими правовое положение органов государственной власти РБ и другими нормативными актами, предусматривающими конституционную ответственность;

4) специфичность санкций – отзыв депутата, досрочное освобождение от должности, отставка Правительства, роспуск палат Парламента, смещение Президента с должности и т.д.

Конституционная ответственность носит позитивный характер, предусматривающий ответственность как необходимость совершать определённые действия либо воздержаться от их совершения.

Конституционная ответственность, как правило, наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных Конституцией на органы государства, должностных лиц обязанностей.

Конституционная ответственность государства перед своими гражданами связана с защитой ими своих прав и свобод. Каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

В большинстве своём конституционная ответственность носит политический и моральный характер и, в основном, выполняет профилактические функции. Цель её - охрана и обеспечение нормального порядка осуществления государственной власти, следование органов государства, должностных лиц предписаниями Конституции и конституционно-правового законодательства. Предупреждение посягательств на порядок осуществления государственной власти.

    Смотрите также

    Сравнительный анализ советских конституций
    Конституция как необходимая правовая норма демократического государства берет своё начало от латинского constitution – устройство. Конституция - основа будущего законодательства страны. Она ...

    Оплата труда в особых и отклоняющихся от нормальных условиях
    Тарифные ставки, оклады рассчитаны на нормальные условия и режим работы. При выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, работодатели должны производить работникам соотве ...

    Законодательство о правовом регулировании
    Основное назначение права состоит в детальном регулировании наиболее значимых общественных отношений, для чего используется целый арсенал разнообразных средств правового воздействия. В свое ...