Акты прокурорского надзора как правовые средства устранения выявленных
нарушений законовМатериалы / Надзор за исполнением законодательства / Акты прокурорского надзора как правовые средства устранения выявленных
нарушений законовСтраница 1
Правовые средства устранения выявленных нарушений законов — это предусмотренные законодательством и совершаемые прокурором в установленном порядке действия по устранению выявленных нарушений законов, а также причин и условий, им способствующих, и привлечению к ответственности виновных лиц.
При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования:
• опротестовывает правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, отменяет их;
• освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;
• дает письменные указания по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательными актами, и направляет их органам, ведущим административный процесс;
• в установленном порядке вносит представления, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами и иными организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями;
• вносит в порядке, установленном законодательными актами, предложение о роспуске местного представительного органа в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства;
• обращается в случаях, предусмотренных законодательными актами, в суд с заявлениями (исками) в защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов;
• составляет протоколы об административных правонарушениях;
• выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;
• выносит в случаях, предусмотренных законодательными актами, постановления о выселении в административном порядке;
• выносит постановления о возбуждении уголовного дела.
Прокурор или его заместитель, реализуя полномочия по надзору за исполнением законов с целью пресечения нарушений закона и привлечения виновных к ответственности, наделены правом принесения протеста, внесения представления об устранении нарушений закона, вынесения постановления о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении и вынесения предупреждения.
В отличие от других средств прокурорского реагирования (доклад прокурора, информация, разъяснение порядка восстановления нарушенных прав и т.д.) указанные средства функциональной и процессуальной деятельности прокурора обеспечивают выполнение двух основных задач:
• восстановление законности (или иначе — пресечения и устранения нарушений закона, причин и условий, их порождающих);
• обеспечение частной правовой превенции, т.е. привлечение к ответственности виновных лиц с целью недопущения ими нарушений закона.
Протест, представление, постановление и предупреждение прокурора являюгся правовыми актами, так как выносятся на основании закона (УПК, КоАП, Закона о прокуратуре), имеют обозначенные в законе официальные формы изложения и влекут за собой определенные правовые последствия для субъектов правоотношений (обязательность рассмотрения, ответственность за невыполнение законных требований прокурора и т.д.).
Рассматриваемые акты прокурорского реагирования по форме и содержанию должны отвечать требованиям, установленным законодательством и Генеральным прокурором Республики Беларусь. К требованиям общего характера, предъявляемым ко всем названным формам актов прокурорского реагирования, относятся следующие:
1) правом приносить протест, вносить представление, выносить постановление о возбуждении уголовного дела или дисциплинарного производства, составлять протокол об административном правонарушении и выносить предупреждение, постановление о выселении в административном порядке, обладает только прокурор или его заместитель Помощники прокурора, прокуроры отделов и управлений осуществляют подготовку проектов указанных актов прокурорского реагирования, но полномочиями выносить их от своего имени не обладают;
2) содержащиеся в актах прокурорского реагирования выводы и предложения должны быть законодательно обоснованы и убедительно аргументированы. Содержание актов должно выражать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые им способствовали, постановку вопроса об их устранении и ответственности виновных лиц;
Смотрите также
Регулирование трудовых отношений посредством трудового договора в Российской Федерации
За последние годы с переходом
России к рыночным отношениям, политические, социальные и экономические преобразования
привели к существенным изменениям, регулируемым трудовым законодательством ...
Действие норм права
Всякое понимание права
основывается на том, что признается способность права быть регулятором
общественных отношений. Исходное ценностное начало права — способность
оказывать воздействие на ...
Обзор ряда вопросов по теории государства и права
ТГП в узком см - одна из
юридических наук, которую именуют ТГП. Как наука, ТГП – совокупность знаний,
представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и
функционирован ...