Понятие и основные принципы судебной власти
Материалы / Конституция Российской Федерации о судебной власти / Понятие и основные принципы судебной власти
Страница 2

Второе направление - формирование принципов, касающихся специфики организации и функционирования судебной составляющей государственной власти. В этом направлении логическими составляющими являются:

1) конституционные принципы судоустройства, закрепленные в ст.

ст. 118, 126, 127, 128 и соответствующее законодательство, развивающее эти положения. По сути дела, это основы организации системы органов судебной власти, которые отражают такие правовые идеи, как гарантированность государством и закрепление в Конституции и законах страны создания независимых и самостоятельных судов;

2) конституционные принципы судопроизводства, закрепленные в ст. ст. 46, 47, 49, 50, 51, 123 и ряде других статей Конституции Российской Федерации, являются конституционно-правовым фундаментом деятельности судов как органов судебной составляющей государственной власти. Конституционные принципы гарантированности судебной защиты каждого, право "на своего судью", презумпция невиновности, принцип гласности, состязательности, равенства всех перед законом и судом образуют комплекс идей в сфере деятельности суда при осуществлении правосудия;

3) конституционные принципы статуса судьи как ее носителя закреплены в ст. ст. 83, 102, 119, 120, 121, 122 и 128 Конституции Российской Федерации. Основополагающие идеи правового положения лиц, осуществляющих судебную власть от имени Российской Федерации, - это независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону, их несменяемость и неприкосновенность, а также принципы формирования стандартов квалификационных требований к судьям, порядок и условия назначения и прекращения полномочий и другие.

Принципы правосудия взаимосвязаны и представляют собой единую систему. Между тем полное осуществление принципов правосудия возможно лишь в комплексе, так как реализация одного принципа чаще всего обусловлена выполнением другого принципа, близкого к нему по функциональной направленности.

С учетом вышесказанного Конституция Российской Федерации позволяет выделить следующие принципы:

Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. Идея самостоятельности суда базируется на положениях статьи 10 Конституции, которая установила, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с частью 2 ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти. При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или влияния со стороны кого-либо (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона «О судебной системе РФ»). Никто не имеет права давать судье рекомендации, как разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Даже вышестоящий суд, обладая правом отмены решения нижестоящего, не вправе давать указания о квалификации и мере наказания. Вмешательство в судебную деятельность является преступлением против правосудия и влечет уголовную ответственность. Одновременно с этим независимость судей означает, что судьи сами не имеют права подчиняться чьему-либо мнению при рассмотрении дел. Из этого положения вытекает внутренняя сторона независимости – самостоятельность, которая означает, что суды осуществляют свои полномочия самостоятельно, т. е. собственными силами и средствами, без внешнего и внутреннего постороннего вмешательства и влияния в рамках действующих норм права. Самостоятельная судебная власть должна иметь собственные механизмы воздействия на правовую действительность, на возникающие в обществе социальные отношения. Она должна не только осуществлять полномочия по разрешению социальных конфликтов на основе закона принятого другой ветвью власти, но и иметь потенциал и полномочия оказывать свое влияние, иметь свое правовое усмотрение в отношении самих нормативных предписаний, их содержания и конституционно адекватного смысла. Никто, кроме вышестоящего суда, не контролирует и не проверяет судебные решения. Решения суда не требуют какого-либо утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в другие государственные структуры. Организационно они никому не подчинены. Конечно, суды имеют определенные взаимоотношения с органами законодательной и исполнительной власти, но они осуществляются в рамках закона, гарантирующего независимость судей и подчинения их только закону.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Порядок введения военного положения. Система политических прав и свобод граждан России
    Порядок объявления военного положения предусматривает издание указа Президентом Российской Федерации (п. "б" ч.1 ст.102 Конституции РФ), который утверждается с соблюдением процедур ...

    Юридические гарантии прав человека и гражданина РФ
    В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание, в зависимости от социальной позиции ...

    Чемпионат Европы по футболу 2012 … и правосудие
    Как известно, с 8 июня по 1 июля 2012 года в Украине будет проходить Чемпионат Европы по футболу 2012 года. Правительство и городские власти, в надежде произвести впечатление на мировое сообщество ...