Понятие и основные принципы судебной власти
Материалы / Конституция Российской Федерации о судебной власти / Понятие и основные принципы судебной власти
Страница 3

Принцип недопустимости ограничения конституционных полномочий судебной власти законом, иным актом или действиями органов государственной власти. Базис этого принципа заложен в статье 46 Конституции России, гарантирующей каждому судебную защиту прав и свобод, что обязывает установить в государственно-правовой системе механизм недопустимости ограничения сферы действия правосудия.

Принцип бюджетного финансирования судебной деятельности – одна из определяющих гарантий самостоятельности судебной власти, его сложное становление в период судебной реформы, подтверждает важность его в процессе становления суда как самостоятельной власти. Согласно ст. 124 Конституции РФ финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Данное требование является одним из основополагающих условий возможности полного и независимого осуществления правосудия. Финансовая самостоятельность лежит в основе всех других возможностей судебной власти. Порядок финансирования судов в Российской Федерации определен ст. 33 ФКЗ «О судебной системе РФ» и принятым в ее развитие Федеральным законом «О финансировании судов Российской Федерации».

Осуществление правосудия только судом, исключительность судебной власти. Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Статья 49 Конституции РФ указывает, что лицо может быть признано виновным только по приговору суда. Статья 1 Закона «О судебной системе РФ» определяет, что никто, кроме судов в лице судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Важнейшей идеей, лежащей в основе принципа самостоятельности судебной власти, является исключительность полномочий судебной власти и выполнение их только судьями, наделенными полномочиями в установленном порядке. Функция осуществления правосудия предоставлена только суду в связи с тем, что ни один другой государственный правоохранительный орган не обладает такими возможностями для принятия законного и обоснованного решения по делу. Именно в стадии судебного разбирательства проявляются все принципы судопроизводства и правосудия. Закон «О судебной системе РФ» перечисляет все суды, действующие на территории РФ, и запрещает создавать чрезвычайные суды. УПК, ГПК, Арбитражный процессуальный кодекс детально регламентируют процедуру осуществления правосудия. Вмешательство в осуществление правосудия является серьезным правонарушением. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). Никакой другой государственный орган, должностное лицо не имеют права присваивать себе судебные функции. Порядок образования судов, их перечень определяются Конституцией РФ и федеральными конституционными законами.

Принцип верховенства, высшей юридической вилы и прямого действия Конституции РФ (принцип конституционности) и принцип законности в организации и деятельности судебной власти. Законность есть состояние жизни общества, в котором существует качественное, непротиворечивое законодательство, а принятые нормы права уважаются и исполняются органами власти, должностными лицами, организациями и гражданами. В силу конституционного положения (ст. 15) государственные органы, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии с принципом законности суды обязаны соблюдать и иерархию законов. В случае коллизии норм законодательства суд должен руководствоваться сначала Конституцией РФ как основным законом, затем федеральными конституционными законами, ив последнюю очередь иными законами, а в случае противоречия подлежащих применению законов Конституции РФ суд не только может, но обязан отказаться от их применения и разрешить создавшуюся коллизию путем обращения в Конституционный суд с запросом о проверке конституционности такого закона. Суд должен не только сам неуклонно соблюдать действующее законодательство, но и предупреждать, устранять нарушения закона со стороны участников судопроизводства, а также и других государственных органов, должностных лиц и граждан.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Регулирование трудовых отношений посредством трудового договора в Российской Федерации
    За последние годы с переходом России к рыночным отношениям, политические, социальные и экономические преобразования привели к существенным изменениям, регулируемым трудовым законодательством ...

    Регулирование деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования "Город Екатеринбург"
    Актуальность темы исследования определяется тем, что образование является важнейшей подсистемой социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных з ...

    Европейский суд по правам человека
    В наше время нарушение прав и свобод человека является одной из острейших проблем стоящих перед человеком. В истории известны периоды, когда не признавались даже основные естественные права ...