Деятельность Североатлантического Альянса по поддержанию мира и безопасности
Материалы / Организация Североатлантического договора / Деятельность Североатлантического Альянса по поддержанию мира и безопасности
Страница 1

Развал Советского Союза и изменение геополитической обстановки в Мире привели к изменению роли Альянса. Из коллективной системы обороны Альянс превратился в удобный организатор экспедиционных миссий по обеспечению мира и безопасности далеко за пределами его территории.

Впервые такую роль Альянс взял на себя в 1992 году при проведении операции по принуждению к миру в Боснии и Герцеговине в которых в это время бушевала гражданская война. На летней сессии Совета в рамках заседания министров было принято решение, что Альянс будет поддерживать на разовой основе миротворческие операции под эгидой Конференции по безопасности и сотрудничества в Европе( в последствии — ОБСЕ). Уже в июле 1992 года силы НАТО в поддержку выполнения резолюции СБ ООН №713 и №757 начали осуществлять патрулирование на воде для обеспечения эмбарго на поставки оружия в зону конфликта. К концу года НАТО приняло участие еще в ряде операций, а генеральный секретарь организации объявил о готовности Альянса поддержать любые миротворческие операции под эгидой ООН.

В 1993-1995 годах военно-воздушные силы Альянса проводили ряд операций на территории Боснии и Герцеговины в том числе обеспечение "бесполетной зоны". 28 февраля 1994 года четыре военных самолета нарушили режим "бесполетной зоны" и были сбиты самолетами Альянса. Это стало первой боевой операцией организации.

Дальнейшее участие Альянса и других сил ООН помогли минимизировать боевые столкновения в регионе и подвигнуть стороны конфликта к мирным переговорам. 14 декабря 1995 года в Париже было подписано Общее рамочное мирное соглашение. Дейтонское мирное соглашение учредило Боснию и Герцеговину как единое, демократическое и многоэтническое государство, состоящее из двух образований – Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. Позднее в канун рождества 1995 года шестидесяти тысячный контингент Альянса вошел на территорию Боснии для реализации военных аспектов Дейтонского мирного соглашения. Правовое положение данных Сил по выполнению мирного соглашения (ИФОР) определялось в рамках Главы VII Устава ООН, и их полномочия вытекали из резолюции СБ ООН 1031 от 15 декабря 1995 года.

Силы ИФОР осуществляли наблюдение за передачей территории между Федерацией Боснии и Герцеговины и Республикой Сербской, демаркацией границ между данными образованиями, а также выводом тяжелого оружия в специальные районы, предусмотренные для его хранения. По мере улучшения обстановки на местах силы ИФОР начали предоставлять поддержку организациям, участвующим в наблюдении за реализацией гражданских аспектов Дейтонского мирного соглашения, в том числе Управлению Высокого представителя, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Организации Объединенных Наций. Задачи, стоявшие перед силами ИФОР, были практически завершены к выборам, состоявшимся в сентябре 1996 года. Поскольку ситуация по-прежнему оставалась потенциально нестабильной и в гражданской области еще предстояло многое сделать, в декабре 1996 года НАТО согласилась развернуть новые Силы по стабилизации (СФОР).

Силы по стабилизации (СФОР) исходя из резолюции СБ ООН №1088 переняли на себя полномочия ИФОР по поддержанию мира в регионе. Также силы СФОР занялись созданием безопасных условий для восстановления нормального функционирования обоих новоявленных государств. Деятельность СФОР включила в себя целый спектр задач — патрулирование и обеспечение безопасности, ликвидация беспорядков, проведение разминирования территории, сбор и уничтожение незарегистрированного оружия. Многонациональные специализированные подразделения (МСП) в составе СФОР оказывали содействие Полицейской миссии ЕС (ПМЕС), отвечавшей за предоставление властям Боснии помощи в подготовке местных полицейских сил в соответствии с самыми строгими европейскими и международными требованиями. Миссия ЕС проводила мониторинг, инструктаж и инспекции управленческого и оперативного потенциала боснийских полицейских формирований.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Льготы по рабочему времени и целевые отпуска работникам
    В течение своей трудовой деятельности каждый работник хочет повысить свой профессиональный уровень, знания и навыки, при этом вынужден совмещать работу с учебой. Не все работодатели приветс ...

    Задачи и основные направления деятельности организационно-инспекторских аппаратов органов внутренних дел
    Для того чтобы деятельность штабов была высокоэффективной, она должна отвечать определенным требованиям, а именно: организованности, целеустремленности, оперативности, предвидения и предусм ...

    Правовое регулирование опеки и попечительства
    В настоящее время вопросы регулирования правоотношений по опеке и попечительству приобрели в России особую значимость. В этой связи одним из наиболее удачных решений проблемы устройства несо ...