Деятельность Североатлантического Альянса по поддержанию мира и безопасности
Материалы / Организация Североатлантического договора / Деятельность Североатлантического Альянса по поддержанию мира и безопасности
Страница 2

Благодаря усилиям СФОР 39 лиц, подозреваемых в совершении военных преступлений, оказались на скамье подсудимых в Международном Трибунале по бывшей Югославии в Гааге (МТБЮ).

СФОР также обеспечивали безопасность и оказывали содействие в организации работы следственных групп МТБЮ, а также осуществляли наблюдение и патрулирование территории в районе предполагаемого расположения массовых захоронений.

В рамках работы военного штаба в Сараево НАТО продолжает уделять первоочередное внимание усилиям по передаче находящихся на свободе военных преступников в руки правосудия.

Миссия СФОР официально завершилась 2 декабря 2004 года. Вместо СФОР в Боснии и Герцеговине были развернуты силы под руководством Евросоюза, а оставшиеся части СФОР обеспечивают тыловую поддержку данных сил.

Следующей операцией, которую провели силы Альянса, стало принуждение к миру в Косово в 1999 году в рамках войны НАТО против Союзной республики Югославии. Данная операция стала самой скандальной за всю историю Альянса, так как она была проведена без разрешения Совета Безопасности ООН. Решение о начале операции в обход Совета безопасности ООН принял бывший в то время генеральным секретарем НАТО Хавьер Солана после провала переговоров в Рамбуйе и Париже, в ходе которых президент республики Югославия Слободан Милошевич отказался подписать военные приложения к договору об урегулировании кризиса в Косово. Основным мотивом начала операции стали предполагаемые этнические чистки албанцев и сербов на территории Косово. За 78 дней операции "Союзная сила" было нанесено более двух тысяч авиационных налетов в том числе с применением запрещенных боеприпасов с обедненным ураном. 10 июня 1999 года на 4011-ом заседании Совета Безопасности ООН была издана резолюция №1244, которая определила новый правовой статус Косово и ознаменовала начало миротворческой операции сил ООН в составе России и НАТО. 12 июня 1999 года с разных сторон миротворцы из состава сил Альянса и Российской Федерации вошли на территорию Косово. Примечательно, что начало миротворческой операции была ознаменовано ставшим широко известным "Броском на Приштину" русских десантников, который чуть не поставил Альянс и Россию на порог крупномасштабной войны. Это явно демонстрировало, что несмотря на все заверения в миротворческой цели операции, и силы Альянса и Российская Федерация имели глубоко политические мотивы вступления в конфликт. С нашей точки зрения стоит отметить, что дальнейшая деятельность Сил Альянса для Косово(СДК) хоть и позволила стабилизировать обстановку в регионе, не решила основных проблем в Косово, что наглядно видно из событий последних лет: 17 февраля 2008 года непризнанный "парламент Косово" в одностороннем порядке объявил о независимости, что обострило отношения в регионе. Согласно принципам ООН, правом на самоопределение наделяются народы, не имеющие собственной государственности. "У косовских албанцев есть своё национальное государство. Оно называется Албания", - справедливо заметил бывший премьер-министр Сербии Воислав Коштуница. Нарушение международного права налицо

Стоит отметить, что политическое руководство Альянса после проведения данных операций в Боснии и Косово грамотно переоценило основные направления действия организации в связи с глубокими изменениями в сфере политики и безопасности. На апрельской сессии Совета Альянса в 1999 году в Вашингтоне была принята новая Стратегическая концепция североатлантического союза. Несмотря на сохранение старой цели Альянса — обеспечение безопасности его участников, Совет отметил, что на протяжении всей своей деятельности он стремился прежде всего к обеспечению справедливого и устойчивого мирного порядка в Европе на основе всеобщих ценностях демократии, прав человека и законности. Складывающееся в результате этого у всех государств-членов Североатлантического союза чувство равной безопасности, независимо от различий в их положении или национальных военных потенциалах, способствовало обеспечению стабильности в Евроатлантическом регионе. Североатлантический союз не стремился к достижению этих преимуществ исключительно для своих членов, но был привержен к делу создания условий, ведущих к более широкому партнерству, сотрудничеству и диалогу с другими государствами, которые разделяют его широкие политические цели. Совет указал, что для достижения своей главной цели Североатлантический союз, как союз государств, приверженных Уставу Организации Объединенных Наций, будет осуществлять следующие первостепенные задачи в сфере безопасности в том числе обеспечивать одну из жизненно важных основ устойчивой безопасности в Евроатлантическом регионе, опирающейся на развитие демократических институтов и приверженность мирному разрешению споров, при котором ни одно из государств не сможет устрашать другое или оказывать на него давление путем угрозы силой или применения силы. Также Альянс будет находиться в состоянии готовности, по принципу консенсуса и в зависимости от конкретного случая, в соответствии со статьей 7 Вашингтонского договора, содействовать эффективному предотвращению конфликта и активно участвовать в урегулировании кризиса, включая операции по реагированию на кризис. Совет при принятии Концепции также закрепил, что хотя действие организации носит региональный характер, возможные формы нестабильности в различных местах планеты дает право Альянсу вмешиваться в разного рода конфликты в случае прямой угрозы безопасности Альянса. Несмотря на снижение шанса возникновения крупномасштабного конфликта, возникли и распространились новые формы угроз региональной и международной безопасности, в частности: террористические акты, саботаж, организованная преступность, нарушение притока жизненно важных ресурсов, все большее распространение химического, бактериологического и ядерного оружия, контроль за которым все также крайне сложен.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Юридический факт
    Учение о правоотношении, возникающем на основе юридических норм правовой связи, участники которой наделены взаимными правами и обязанностями, является одним из основных в теории государства ...

    Правовые основы местного самоуправления
    Представьте выводы, сравнив определение местного самоуправления, приведенное в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с аналогичным опре ...

    Виды правовых норм
    Право представляет собой сложную и многообразную систему (упорядоченную совокупность) норм права. Право, прежде всего, состоит из норм права — общих юридических правил поведения, распростран ...