История становления института обращений
граждан в Республике БеларусьМатериалы / Организационно-правовые основы деятельности органов власти с обращениями граждан / История становления института обращений
граждан в Республике БеларусьСтраница 2
Жалобами назывались прошения, подаваемые в высшие учреждения по поводу несправедливых решений или действий низших учреждений. Доносы представляли информацию о преступлениях, злоупотреблениях или проступках.
Отзыва использовались в судопроизводстве и имели значение апелляционных документов.Тексты прошений и жалоб излагались по пунктам, в первом из которых указывалась причина написания документа, в последующих - "само дело", в конце документа приводилась "просьба".
обращение гражданин орган власть
Манифестом от 1 января 1810 года Александр 1 учредил Государственный совет, в состав которого входила комиссия прошений, которая рассматривала три вида обращений: жалобы, прошения наград и милостей, проекты. Указом от 21 марта 1890 года Комиссия по принятию прошений была преобразована в Канцелярию Его Императорского Величества по принятию прошений на Высочайшее Имя приносимых.
В середине XIX века право ходатайствовать "о прекращении местных злоупотреблений" или об "устранении неудобств, замеченных в местном управлении" непосредственно перед его Императорским Величеством имело только дворянство. Другие группы населения таких прав не имели. Поэтому возникала необходимость в структурах, занимающихся исключительно рассмотрением просьб, жалоб и прошений.
В итоге были учреждены Отдел прошений, Комиссия прошений, Канцелярия Его Императорского Величества по принятию прошений, а в качестве исполнительного органа при военном министре - общая Канцелярия. В задачу последней входило представление на решение военного министра "силою законов все затруднения, проистекающие не от недостатка или неясности закона или постановления, но собственно от недоразумения местных исполнителей военно-сухопутного управления".
В 1869 году в Своде Военных Постановлений было особо оговорено, что "делопроизводство по частным просьбам", поступающим на имя военного министра, поручается лицам из числа состоящих в распоряжении самого министра. Круг обязанностей этих лиц явился своего рода основой для образования Особой комиссии, позже выросшей в Особую канцелярию для приема посетителей и разбора просьб, подаваемых военному министру.
Комиссия занималась в основном жалобами на неправильное назначение дополнительно выделяемых от ведомств или предприятий эмеритальных пенсий или неправильный отказ в назначении таких пенсий, а также вопросами, касающимися гербового сбора, назначения единовременных пособий, наград и милостей.
До 1905 года прошения подавались строго по сословному признаку. В соответствии с Указом императора Николая II от 18 февраля 1905 года право подачи прошений было предоставлено всем гражданам России. Вместе с тем, в отличие от других политических прав и свобод подданных Российской империи, право на обращение еще не стало их конституционным правом, поскольку в тексте Основных государственных законов, утвержденных императором 22 апреля 1906 года оно не было закреплено.
Октябрьская революция 1917 года повлекла за собой значительные изменения в системе работы с обращениями граждан. В частности, была отменена такая разновидность документа, как прошение. В практику документирования вошли новые виды документов, отражавшие специфику революционных преобразований, например "заявление", выражающие право "заявлять", а не "покорнейше просить".
После Октябрьской революции все ранее действовавшие правила по работе с прошениями были отменены.
Работа с обращениями граждан в 20-е годы XX века велась следующим образом. Поступающие обращения должны были вскрывать проявления бюрократизма и привлекать к борьбе с ними органы партийно-государственного контроля. Большинство жалоб не относились к указанным вопросам об устранении неполадок в работе госаппарата, как рассчитывали инициаторы данного органа. Поэтому, несмотря на отдельные достижения в работе Бюро жалоб при НКРКИ СССР оставалось много нерешенных вопросов.
В 1921 г. были подготовлены циркулярные письма Президиума Верховного Центрального исполнительного комитета о порядке подачи жалоб и заявлений, в которых более точно и конкретно определяются права и обязанности Бюро жалоб, в том числе и местных. Впервые право граждан на обращения в государственные органы с заявлениями, предложениями и жалобами на конституционном уровне было закреплено в Основном Законе СССР 1977 года (ст. 49): "каждый гражданин СССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе. Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры".
Смотрите также
Европейский суд по правам человека
В наше время
нарушение прав и свобод человека является одной из острейших проблем стоящих
перед человеком. В истории известны периоды, когда не признавались даже
основные естественные права ...
Действие норм права
Всякое понимание права
основывается на том, что признается способность права быть регулятором
общественных отношений. Исходное ценностное начало права — способность
оказывать воздействие на ...
Задачи и основные направления деятельности организационно-инспекторских аппаратов органов внутренних дел
Для того чтобы деятельность
штабов была высокоэффективной, она должна отвечать определенным требованиям, а
именно: организованности, целеустремленности, оперативности, предвидения и
предусм ...