История становления института обращений
граждан в Республике БеларусьМатериалы / Организационно-правовые основы деятельности органов власти с обращениями граждан / История становления института обращений
граждан в Республике БеларусьСтраница 1
В качестве одной из гарантий защиты прав и свобод граждан и участия их в решении государственных дел Конституция Республики Беларусь называет институт права граждан на обращение в государственные органы.
Согласно статье 40 Конституции каждый гражданин имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.Становление института обращения граждан в государственные органы имеет в Республике Беларусь многовековую историю. Условно можно выделить три этапа:
досоветский - с первых упоминаний права граждан на обращение в нормативных актах до Октябрьской революции 1917 г;
советский - период с момента победы Октябрьской революции до распада СССР;
постсоветский (современный) - период с момента распада СССР по настоящее время.
Наиболее раннее упоминание о праве граждан на обращение в государственные органы закреплено в Судебнике Казимира 1468 года. Так, статья 21 Судебника дает право жаловаться самому великому князю, если кому-то "сталася кривда" в результате "порубов" или "наездов".
Важную роль в закреплении права граждан на обращение сыграли статуты Великое княжество литовское (далее - BКJI.) Например, в статье 1 раздела 6 "О судьях" Статута BКJI 1529 года говорится, что воеводы и старосты, маршалки и державцы должны "судить наших подданных" по законам, "которые мы дали всем подданным нашего Великого княжества".
В Статуте BКJI 1566 года также закрепляется право жалобы. Однако если ранее жалобы носили административный характер, то теперь они могли рассматриваться как в административном, так и в судебном порядке. В соответствии со Статутом ВКЛ 1566 года образовывались независимые от администрации поветовые земские суды и специальные земельные подкаморские суды.
Статут BКJI 1588 года развил и уточнил положения Статута 1566 года относительно права на обращение. В документе 19 раз употребляются термины "жалобщик" и "жалоба".
Рассматривая Статуты BКJI 1529, 1566 и 1588 годов, следует отметить, что термин "жалоба" используется в них как многозначное понятие. Под "жалобой" понималось обращение в суд или в иной государственный орган лица с заявлением, иском, жалобой по причине причинения вреда, совершения преступления, а также подачи апелляции на решение нижестоящего суда.
Наиболее древними из известных документов по обращениям граждан являлись челобитные (происходит от словосочетания "бить челом" низко кланяться).
В XV-XVΙΙΙ вв. в ВКЛ, основу которого составляли белорусские земли, челобитными назывались прошения, подаваемые в вышестоящею инстанцию низшими сословиями, так называемым тягловым населением. Однако "били челом" королю и великому князю и представители привилегированных сословий (шляхта, бояре, дворяне) и даже высшая знать - паны-рада, входившие в состав правительства. Принимаемые на основании челобитных решения фиксировались в великокняжеских привилеях (привилегиях).
На вальных сеймах королю и великому князю по различным вопросам подавались просьбы депутатами, выбранными на поветовых сеймиках. Просьбы эти могли подаваться от имени всего ВКЛ, отдельных земель, воеводств, поветов, должностных и частных лиц. Они излагались письменно и составляли рейстр или цедулу. Решения по просьбам депутатов великий князь формировал в отказах (ответах). Просьбы и отказы включались в сеймовые ухвалы и во многих случаях, таким образом, приобретали статус законов.
Законодательство XV-XVΙΙΙ вв. уделяло внимание не только порядку подачи обращений в вышестоящие инстанции, но и ведению делопроизводства по ним. Закон требовал, чтобы при написании дела писари вносили в специальные книги только самое главное и добавляли все, что желали стороны, заявившие письменное ходатайство. Выписки по делу также должны были быть конкретными, чтобы "обширностью писания исполнение людям не затруднялось".
В период Российской империи обращения составляли отдельную группу документации, получившей название "просительской". По указу Екатерины ΙΙ с 80-х гг. XVΙΙΙ в. было предписано "вместо челобитен подавать жалобницы или прошения".
Вся просительская документация была представлена четырьмя видами документов: прошениями, жалобами, доносами, отзывами. Наиболее распространенным видом были прошения, которых насчитывалось 12 разновидностей (тяжебные, исковые, встречные, мировые). Прошения, подаваемые в присутственные места, адресовались на имя императора. Ошибка в написании императорского титула делала документ недействительным, вследствие чего прошения часто писались на бумаге с заранее отпечатанным в типографии титулом.
Смотрите также
Губернатор Петербурга подписал закон о платной эвакуации автомобилей, которая ранее была отменена из-за злоупотреблений
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко подписал закон об оплате расходов за доставку неправильно припакованных машин на спецстоянку, передает ИА REGNUM.
Данный документ вступит в силу уже с ...
Статус депутата Законодательного Собрания в Тверской области
Выбрав предметом работы
тему «Конституционно-правовой статус депутата Законодательного Собрания
Тверской области», автор работы счел этот вопрос наиболее интересным в области
Конституционно ...
Реализация муниципальных программ по развитию и поддержке малого предпринимательства
Мировой опыт подтверждает, что
предпринимательство – важная составляющая часть рыночной экономики, без
которого не может быть гармоничного общественного развития. Оно во многом
определяет т ...