История становления института обращений граждан в Республике Беларусь
Материалы / Организационно-правовые основы деятельности органов власти с обращениями граждан / История становления института обращений граждан в Республике Беларусь
Страница 1

В качестве одной из гарантий защиты прав и свобод граждан и участия их в решении государственных дел Конституция Республики Беларусь называет институт права граждан на обращение в государственные органы.

Согласно статье 40 Конституции каждый гражданин имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.

Становление института обращения граждан в государственные органы имеет в Республике Беларусь многовековую историю. Условно можно выделить три этапа:

досоветский - с первых упоминаний права граждан на обращение в нормативных актах до Октябрьской революции 1917 г;

советский - период с момента победы Октябрьской революции до распада СССР;

постсоветский (современный) - период с момента распада СССР по настоящее время.

Наиболее раннее упоминание о праве граждан на обращение в государственные органы закреплено в Судебнике Казимира 1468 года. Так, статья 21 Судебника дает право жаловаться самому великому князю, если кому-то "сталася кривда" в результате "порубов" или "наездов".

Важную роль в закреплении права граждан на обращение сыграли статуты Великое княжество литовское (далее - BКJI.) Например, в статье 1 раздела 6 "О судьях" Статута BКJI 1529 года говорится, что воеводы и старосты, маршалки и державцы должны "судить наших подданных" по законам, "которые мы дали всем подданным нашего Великого княжества".

В Статуте BКJI 1566 года также закрепляется право жалобы. Однако если ранее жалобы носили административный характер, то теперь они могли рассматриваться как в административном, так и в судебном порядке. В соответствии со Статутом ВКЛ 1566 года образовывались независимые от администрации поветовые земские суды и специальные земельные подкаморские суды.

Статут BКJI 1588 года развил и уточнил положения Статута 1566 года относительно права на обращение. В документе 19 раз употребляются термины "жалобщик" и "жалоба".

Рассматривая Статуты BКJI 1529, 1566 и 1588 годов, следует отметить, что термин "жалоба" используется в них как многозначное понятие. Под "жалобой" понималось обращение в суд или в иной государственный орган лица с заявлением, иском, жалобой по причине причинения вреда, совершения преступления, а также подачи апелляции на решение нижестоящего суда.

Наиболее древними из известных документов по обращениям граждан являлись челобитные (происходит от словосочетания "бить челом" низко кланяться).

В XV-XVΙΙΙ вв. в ВКЛ, основу которого составляли белорусские земли, челобитными назывались прошения, подаваемые в вышестоящею инстанцию низшими сословиями, так называемым тягловым населением. Однако "били челом" королю и великому князю и представители привилегированных сословий (шляхта, бояре, дворяне) и даже высшая знать - паны-рада, входившие в состав правительства. Принимаемые на основании челобитных решения фиксировались в великокняжеских привилеях (привилегиях).

На вальных сеймах королю и великому князю по различным вопросам подавались просьбы депутатами, выбранными на поветовых сеймиках. Просьбы эти могли подаваться от имени всего ВКЛ, отдельных земель, воеводств, поветов, должностных и частных лиц. Они излагались письменно и составляли рейстр или цедулу. Решения по просьбам депутатов великий князь формировал в отказах (ответах). Просьбы и отказы включались в сеймовые ухвалы и во многих случаях, таким образом, приобретали статус законов.

Законодательство XV-XVΙΙΙ вв. уделяло внимание не только порядку подачи обращений в вышестоящие инстанции, но и ведению делопроизводства по ним. Закон требовал, чтобы при написании дела писари вносили в специальные книги только самое главное и добавляли все, что желали стороны, заявившие письменное ходатайство. Выписки по делу также должны были быть конкретными, чтобы "обширностью писания исполнение людям не затруднялось".

В период Российской империи обращения составляли отдельную группу документации, получившей название "просительской". По указу Екатерины ΙΙ с 80-х гг. XVΙΙΙ в. было предписано "вместо челобитен подавать жалобницы или прошения".

Вся просительская документация была представлена четырьмя видами документов: прошениями, жалобами, доносами, отзывами. Наиболее распространенным видом были прошения, которых насчитывалось 12 разновидностей (тяжебные, исковые, встречные, мировые). Прошения, подаваемые в присутственные места, адресовались на имя императора. Ошибка в написании императорского титула делала документ недействительным, вследствие чего прошения часто писались на бумаге с заранее отпечатанным в типографии титулом.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Законодательство о правовом регулировании
    Основное назначение права состоит в детальном регулировании наиболее значимых общественных отношений, для чего используется целый арсенал разнообразных средств правового воздействия. В свое ...

    Защита прав и законных интересов беженцев в международном праве
    Право человека на защиту от пыток и иного жестокого, бесчеловечного, унижающего достоинство обращения закреплено в большинстве международных нормативных актах, в частности защита предусмотре ...

    Уголовно-правовая квалификация самоуправства
    Коренные изменения общественных отношений в связи с переходом к рынку, вызвавшие жесткую конкуренцию в мире бизнеса и такие же жесткие правила игры между партнерами, в условиях достаточно зы ...