Понятие и система международного экологического права
Материалы / Понятие и система международного экологического права
Страница 5

В 1997 г. на Генеральной Ассамблее ООН была принята Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков. Она считается рамочным международным соглашением и по сфере действия является глобальной, т.

е. любые заинтересованные государства могут стать ее сторонами. Ее принятие связано со стремлением государств установить универсальные правила по хозяйственному использованию водных ресурсов трансграничных рек, таких как строительство гидротехнических сооружений, забор воды для ирригации, коммунального хозяйства, промышленности, и по распределению водных ресурсов между государствами нижнего и верхнего течения. В 1976 г. ЮНЕП утвердила Программу региональных морей, результатом которой стало заключение более 30 соглашений по отдельным морям. В 2003 г. в рамках этой программы заключено Соглашение по охране морской среды Каспийского моря.

Соглашения, регулирующие деятельность источников негативного экологического воздействия в трансграничном контексте. Наряду с мерами по установлению международно-правового ежима использования и охраны отдельных природных объектов достижение целей охраны окружающей среды в глобальном и региональных контекстах обеспечивается введением ограничений ля хозяйственной деятельности, связанной с производством и реализацией продукции и материалов, способных оказать негативное экологическое воздействие. За последнее время международное экологическое право активно пополняется нормами, обеспечивающими международный экологический контроль в этой сфере.

В качестве ответной меры на практику транспортировки и захоронения отходов из развитых государств в 1989 г. в г. Базеле 34 государства подписали Конвенцию о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их удалением (Базельскую конвенцию). Конвенция вступила в силу в 1992 г. и ратифицирована Россией в январе 1995 г. Основной мерой контроля является порядок уведомления государством-экспортером о намерении вывезти со своей территории партию отходов и согласия государства-импортера принять эту партию для захоронения. При этом страны-экспортеры имеют право разрешить экспорт, только убедившись в наличии у страны-импортера соответствующих финансовых, технических, организационных условий безопасного обращения. В свою очередь, они обязаны принимать меры по снижению минимума производства отходов на своей территории.

В ответ на осознание мировым сообществом опасных последствий для здоровья людей и окружающей среды использования пестицидов и опасных химических веществ в 1998 г. была принята Роттердамская конвенция о процедуре предварительного информированного согласия на международную торговлю некоторыми опасными веществами и пестицидами. Конвенция вступила в силу в 2004 г. Россия в Конвенции не участвует. Конвенция определяет обязанности государств в области регулирования этой деятельности различным образом применительно к развитым странам, с одной стороны, и развивающимся странам, а также странам с переходной экономикой - с другой.

В 2001 г. была принята Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях, вступившая в силу в 2004 г. Россия подписала Конвенцию 22 мая 2002 г., но пока ее не ратифицировала. Конвенция направлена на обеспечение охраны окружающей среды и здоровья человека от воздействия ряда химических веществ, обладающих свойствами накапливаться в окружающей среде, тканях живых организмов и имеющих широкое географическое распространение. Перечень регулируемых химических веществ приведен в Приложениях к Конвенции. Конвенция регулирует хозяйственную деятельность предприятий металлургии, мусоросжигательных установок, целлюлозно-бумажной и цементной отраслей промышленности, отдельные производственные процессы, связанные с переработкой алюминия и цинка.

В 1991 г. под эгидой ЕЭК ООН в г. Эспу (Финляндия) была принята Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, которая вступила в силу в 1997 г. Россия подписала Конвенцию в 1991 г., но пока не ратифицировала. Конвенция распространяет на регион ЕЭК уже хорошо известную и применяемую в национальных юрисдикциях многими государствами процедуру предварительной оценки экологических последствий намечаемой хозяйственной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Современная государственная кадровая политика субъектов РФ на примере Ростовской области
    Российская Федерация имеет федеративное устройство. Ее субъекты равноправны и имеют достаточно широкие полномочия. Конституцией Российской Федерации достаточно четко определены предметы вед ...

    Особенности государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности
    В странах с развитой рыночной экономикой предпринимательство является главной движущей силой экономического и социального развития. Набирающие силу рыночные механизмы ставят предпринимателя ...

    Законодательство о правовом регулировании
    Основное назначение права состоит в детальном регулировании наиболее значимых общественных отношений, для чего используется целый арсенал разнообразных средств правового воздействия. В свое ...