Понятие и система международного экологического права
Материалы / Понятие и система международного экологического права
Страница 6

Вопросы обеспечения экологической безопасности стали привлекать внимание на международном уровне в последние десятилетия XX столетия после нескольких крупных промышленных аварий на Европейском континенте и в других регионах и в связи с возникающей проблемой предупреждения таких событий и защиты интересов государств, которым причинен существенный ущерб в результате трансграничных последствий промышленных аварий.

Меры и процедуры сотрудничества в этой области закреплены в Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г). Россия является Стороной Конвенции с 1993 г. Сферой регулирования Конвенции являются промышленные объекты, использующие опасные вещества, перечисленные в Приложении. Из нее исключены радиоактивные вещества и военные объекты. Конвенция пока не вступила в силу.

Международно-правовая охрана экологических прав граждан. Особое место в системе экологических соглашений занимает Конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по экологическим вопросам, которая была принята в 1998 г. в г. Орхусе (Дания) (Орхусская конвенция) на IV Конференции министров охраны окружающей среды под названием "Окружающая среда для Европы". В октябре 2001 г. она вступила в силу. Россия не участвует в Конвенции. Конвенция в форме обязательного акта закрепляет фундаментальные экологические права, распространяя их как на граждан, так и на юридические лица. Эти права ранее были провозглашены в виде принципов международного права. Учитывая, что охрана окружающей среды признается жизненно важным интересом людей, а также в целях поддержания устойчивого развития Конвенция возлагает обязанность на государства-участники предоставить возможность общественности получать информацию о состоянии окружающей среды, участвовать в таких административных процедурах, как ОВОС, выдача разрешений и др., а также иметь право требовать в судебном порядке компенсации причиненного вреда и обжаловать вынесенные государственные решения. В основу правовой схемы положен принцип равного права общественности, означающий, что этими правами должны обладать в равной, недикриминационной степени как общественность государства, осуществляющего ту или иную экологически значимую хозяйственную деятельность, так и общественность других заинтересованных государств по отношению к этой деятельности.

В настоящее время в системе международных экологических соглашений внимание уделяется обеспечению вступления в силу уже принятых соглашений, повышению эффективности их исполнения, включая меры международной юридической ответственности за экологические правонарушения. Среди новых документов такого характера, многие из которых ожидают вступления в силу, можно назвать принятые Киевской конференцией министров охраны окружающей среды в мае 2003 г. Протокол о стратегической оценке воздействия на окружающую среду к Конвенции по ОВОС в трансграничном контексте Протокол о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на международные водотоки, к Конвенции о международных водотоках; Протокол о реестре выбросов и переносе загрязняющих веществ к Орхусской конвенции. В число последних международных актов входят также принятая в г. Роттердаме в 1998 г. Конвенция о процедуре Предварительного информированного согласия на международную торговлю некоторыми опасными химическими веществами и пестицидами, Конвенция о стойких органических загрязнителях, принятая в Стокгольме в мае 2001 г., и принятый в 1999 г. Протокол к Базельской конвенции об ответственности и компенсации.

Регулирование экологических отношений между государствами и другими субъектами международного права пока характеризуется довольно высокой степенью фрагментарности и отсутствием системного подхода. В этой области пока нет единого кодифицирующего акта, хотя попытки по его подготовке предпринимаются. В нормотворческой деятельности доминирует пообъектный подход, когда принимаются соглашения, направленные на охрану и использование отдельных природных объектов - животного мира, вод, атмосферного воздуха и др. В некоторых случаях пообъектное регулирование уже достигло высокого уровня развития. Особенно это касается охраны животного мира, где проведена кодификация в рамках Конвенции ООН о биоразнообразии. За последнее время принят ряд соглашений, направленных на комплексное решение отдельных экологических проблем, например проблемы опасных отходов, а также устанавливающих требования для источников экологически вредной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Губернатор Петербурга подписал закон о платной эвакуации автомобилей, которая ранее была отменена из-за злоупотреблений
    Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко подписал закон об оплате расходов за доставку неправильно припакованных машин на спецстоянку, передает ИА REGNUM. Данный документ вступит в силу уже с ...

    Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий
    Главой 23 УК РФ установлена уголовная ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Это позволит устранить пробелы в уголовном законодательстве, ...

    Конституционные правоотношения Российской Федерации и ее субъектов
    В федеративном государстве ее субъекты рассматриваются как государственные (государственноподобные) образования, поэтому возникает проблема распределения предметов ведения между федерацией ...