Административные реформы ВеликобританииМатериалы / Стратегические установки административных реформ западных стран / Административные реформы ВеликобританииСтраница 2
Программа предусматривала децентрализацию государственного управления — делегирование вниз ответственности за правильное использование бюджетных средств и создание специальных центров, в которых руководители отчитываются за произведенные расходы: Это позволило значительно отойти от традиционной формы централизованного бюрократического аппарата.
Следует отметить, что и эта программа вызвала значительную критику. Так, в докладе Национального аудиторского управления говорилось, что управленцы среднего и низшего звена недовольны новой системой, особенно в Министерстве обороны.Наиболее известной программой реформ Тэтчер стала инициатива «Следующие шаги» (1987). Свое название реформа получила благодаря отчету отдела по вопросам эффективности Министерства финансов — «Улучшение управления в правительстве: следующие шаги».
Наиболее важные выводы этого отчета стали решающими для следующего этапа реформ:
• большинство госслужащих занято перспективами собственной карьеры, а не предоставлением правительственных услуг населению;
• в высшем руководстве доминируют люди, обладающие навыками и знаниями в основном в области формулирования политики, но не имеющие достаточного опыта в деле предоставления услуг;
• госслужба громоздка, она отличается слишком большим разнообразием, и потому ею трудно эффективно управлять как единым целым.
В результате реформаторами была поставлена новая задача — создать принципиально новый способ управления госслужбой. Прежде всего речь шла о создании специальных исполнительных агентств для осуществления специфических услуг населению, имеющих высокий уровень автономии по отношению к центральной администрации. Именно эти агентства должны взять на себя три четверти административной работы госслужбы. При этом производилось разграничение политической функции министерских советников и повседневной административной работы чиновников. Исполнительное агентство действует на основе рамочного документа, где излагаются цели, задачи и принципы его деятельности. Возглавляет агентство главный исполнительный директор, который непосредственно подотчетен министру и получает от него плановые задания в области качества услуг населению, но при этом ему предоставлена управленческая и финансовая свобода, которая позволяет эффективнее выполнить работу.
Политические аналитики, комментируя секрет успеха этой реформы, подчеркивают, что причина результативности программы — в конструктивных отношениях между агентством и министерством, для которого агентство работает на основе взаимно согласованных документов, а также в высокой степени предоставленной ему свободы.
Важно отметить также программу «Хартия для граждан» (1991), которая изменила отношения между государственными агентствами и населением. В этой реформе главная задача состояла в повышении эффективности обслуживания населения путем предоставления коммунальных и других общественных услуг. Основные принципы Хартии:
1. Определение стандартов — установление, мониторинг и публикация ясно определенных стандартов в отношении услуг, которых могут ожидать пользователи.
2. Обнародование фактических показателей работы в сравнении со стандартами.
3. Гласность — полная и точная информация должна предоставляться клиентам немедленно и беспрепятственно. Такая информация позволяет просто и доступно рассказать о работе коммунальных и общественных служб, стоимости их услуг, в ней также указаны руководители этих служб.
4. Консультации — следует регулярно и систематически изучать нужды потребителей общественных услуг. Мнения пользователей о службе необходимо учитывать в решениях, принимаемых относительно стандартов.
5. Вежливость — требуется проявлять ее к потребителю. Услуги оказываются равно всем, кто имеет право на их получение, они должны быть предоставлены в удобной для клиентов форме. Госслужащие обязаны носить значки со своей фамилией.
Смотрите также
Парафирование и подписание международных договоров
Государства заключают международные
договоры в лице своих высших органов государственной власти и государственного
управления. Порядок представительства государства при заключении договоров, ...
Прекращение права собственности
Проблемы собственности
принадлежат к числу важнейших и никогда не утрачивают значения в теории
гражданского права. «Сегодня, когда перед российской цивилистикой стоит задача
освоения дальне ...
Чемпионат Европы по футболу 2012 … и правосудие
Как известно, с 8 июня по 1 июля 2012 года в Украине будет проходить Чемпионат Европы по футболу 2012 года. Правительство и городские власти, в надежде произвести впечатление на мировое сообщество ...