Соотношение правовой политики и права
Страница 2

Действительно, "все правила права" должны и могут иметь целью самого человека, независимо от отраслей права и его применения. Статус автономности человек преодолевает в процессе обретения иных социально-профессиональных статусов, в том числе и правовых.

Именно правовой статус личности есть формально-юридическое основание ее взаимодействия с соответствующей структурой государственных органов, общественных объединений, различных союзов, обладающих организационно-правовой структурой и характеристиками. Если использовать словосочетание Р. Иеринга, то можно сказать, что "правила права" имеют своим началом и одновременно целью самого человека. Если экстраполировать такое правопонимание на область правовой политики, то можно утверждать: правовая политика идет от личности, служит ей. Но такое служение не может быть эффективным, если в самой правовой политике не будет определено четких признаков, критериев в соотношении с проблемой личности.

Признаком правовой политики следует считать ее обязательную основанность на действующем законодательстве. Здесь сразу же возникает множество вопросов относительно содержания, принципов, целей законодательных актов, а также о соотношении естественно-правовой доктрины и позитивного правопонимания. Задачи утверждения устойчивых, удовлетворяющих большинство граждан принципов законов являются одними из важнейших в законотворчестве. Законы не могут быть направлены на реализацию диаметрально противоположных, различных интересов. Закон создается для всех, и в этом смысле он есть категория не только настоящего, но и предполагаемых вариантов будущего поведения личности.

Правовая политика не может основываться на противоречивых, взаимоисключающих принципах. В противном случае правовая политика будет непоследовательной и оттого неэффективной, половинчатой.

Для современной России важны воззрения Ш. Монтескье, провозгласившего еще в XVIII в. в своей работе "О духе законов" универсальные подходы к созданию законов. Законодательство не может быть чуждым той личностной и общественной среде, в которой оно функционирует. Здесь можно также указать и на такой аспект, как приемлемость, адаптированность законов к конкретной культуре, традициям, национальным корням и духу народа.

Законодательство должно отражать особенности конкретно-исторического состояния общества. В каждой норме права существует постоянная, воспроизводящаяся часть - константа. Эту часть можно связать с универсальными характеристиками природы человека, едиными для всех индивидов как социально-биологических существ независимо от характеристики государства как единой целостности, независимо от формы его правления, типа политического режима и других важнейших характеристик. Все эти и другие параметры, безусловно, влияют на человека, его существование, образ, качество жизни. Но они не в силах изменить его биологических оснований, реализуемых в социальной среде.

Наряду с константной частью существует изменяющаяся часть, которая, по нашему предположению, отражает в праве специфику того состояния, в котором находится общество и человек. Имеется в виду не состояние здоровья, психоэмоциональное самочувствие или настроение отдельной личности в настоящем времени. Речь идет об особенностях общественного и государственного развития на определенном этапе.

Соотношение константной и изменяющейся части права как системы общеобязательных норм и правил поведения применительно к объективно выраженным потребностям и интересам личности и характеризует во многом принципы и содержание законодательства.

Особое значение рассматриваемый признак правовой политики имеет для современной российской государственности. Ю.А. Тихомиров отмечает: "Нужна современная научная концепция, позволяющая предвидеть динамику развития российского законодательства, соотношение его отраслей и подотраслей, определить приоритетные законы на ближайшую перспективу и последовательность принятия иных законов, исходя из интересов граждан и государства, потребностей экономики, социальной и политической сфер. В концепции должны отражаться как задачи переходного периода формирования рыночной экономики, создания новых институтов государства и гражданского общества, обеспечения прав граждан, так и стратегические задачи повышения эффективности правового воздействия на общественные отношения". Следуя справедливой логике вышеприведенного высказывания, необходимо отметить, что правовая политика должна опираться на приоритеты в создании и реализации законодательных актов, учитывать специфику их изменения.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Законодательство о правовом регулировании
    Основное назначение права состоит в детальном регулировании наиболее значимых общественных отношений, для чего используется целый арсенал разнообразных средств правового воздействия. В свое ...

    Доказательства в гражданском процессе
    По гражданским и арбитражным делам одним из важнейших институтов считается институт судебных доказательств. Данному институту посвящено колоссальное количество статей, монографий и друго ...

    Общественные объединения в РФ
    Принятие Конституции Российской Федерации на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. прервало развитие советского типа организации государственной власти и юридически закрепило восприятие ...