Соотношение правовой политики и права
Страница 4

Рассматриваемый признак указывает на недопустимость привилегий, не отраженных в законе, как компонента правовой политики. Очевидно, что в самом законодательстве существуют льготы, отражающие различную степень личных вкладов граждан в достижения общества и государства, а также льготы, связанные, например, с физическими недостатками.

Целью правовой политики, как мы отмечали, является личность с ее многообразными, но общезначимыми интересами. Однако невозможно представить себе абстрактные, автономно реализующиеся ценности индивида вне правового, государственного, общественного пространства.

"Права государства", интересы общества существуют лишь для того, чтобы поддерживать права и интересы отдельных личностей. Здесь мы выходим на проблему, имеющую исторические корни. Известны взгляды Д. Локка об ограничении прав государства необходимым минимумом. Не менее актуальными выглядят представления И. Бентама о правах человека, которые лишь тогда реальны, когда он сам своей деятельностью доказал их существование, завоевал их, реализовал лично. Представляется, что правовая политика обладает универсальным свойством, которое синтезирует различные индивидуальные, государственные, общественные интересы в общую систему сложных, но взаимозависимых компонентов правового и политического бытия.

Правовая политика вне интересов личности или в ущерб интересам государства не имеет права на существование. Поэтому необходимы постоянно функционирующие механизмы контроля соответствия правовой политики целям и задачам гуманистического развития общества, государства, личности. Функцию такого законодательного контроля, по существу, выполняют законодательные органы, судебная система, прокуратура. От их эффективной деятельности во многом зависит проведение правовой политики. Очевидно, что правоприменительная форма правовой политики является одной из важнейших. И она, то есть эта форма, одновременно выявляет негативы в проведении правовой политики и служит существенным корректирующим условием, фактором осуществления справедливости на основе правоприменения в политической сфере.

Следует отдельно сказать и об общественных объединениях, деятельность которых также влияет на характер проведения правовой политики. В таких формированиях, действующих на основе законодательства, выражается самоуправленческий потенциал российских граждан, они сами являются фактором коррекции при проведении политики со стороны государственно-властных структур.

Следующим признаком правовой политики, качественно отличающим ее от иных видов политики, является ее опора на принудительную силу государства, властное влияние которого осуществляется исключительно на основе права. "Правовая политика потому и называется правовой, что она: во-первых, основывается на праве и связана с правом; во-вторых, осуществляется правовыми методами; в-третьих, охватывает главным образом правовую сферу деятельности людей и их коллективов; в-четвертых, опирается на возможность принуждения; в-пятых, является публичной, официальной; в-шестых, отличается от других видов политики нормативно-организационными началами". В условиях формирования правового, социального, демократического государства должны и могут доминировать правовые основы и способы разрешения конфликтов, споров, регулирования интересов различных субъектов политической и правовой, общественной деятельности. К сожалению, в реальности правовые формы и способы используются порой как внешнее оформление действия конъюнктурных сил, стремящихся к реализации неправовых целей. Это ситуации политического давления, применения латентного и открытого шантажа, использования "подковерных" приемов для достижения определенных целей.

Правовая политика должна адекватно отражаться в средствах массовой информации, быть объективной. Лишь после всестороннего разъяснения сущности, направленности правовой политики могут вступать в действие механизмы властного принуждения на основе права.

Разъяснение, пропаганда, популяризация права как главного регулятора общественных отношений должны быть соединены с научным подходом к правопониманию. Поэтому нельзя не видеть связи между государственной значимостью правовой политики и научными основами такой политики. Конечно, всякая политика в идеале должна основываться на научных достижениях, проверенных опытом результатах, отраженных в системном виде. Но именно правовая политика базируется на достижениях прежде всего юридической науки, а также других наук, способствующих слаженному, эффективному функционированию правового механизма.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Стратегические установки административных реформ западных стран
    Стремление сделать работу государственного аппарата более эффективной неизменно приводит современные правительства на путь административных реформ. Административная реформа — это процесс ст ...

    Санитарно-эпидемиологический надзор
    Санитарно-эпидемиологическая отрасль общественных отношений, при всей ее кажущейся «низменности» играет значимую роль в жизни современного общества. С ней напрямую связана его безопасность и ...

    Убийство в состоянии аффекта
    Актуальность темы "Убийство, совершенное в состоянии аффекта" обусловлена тем, что на протяжении многих лет в России сохраняется сложная криминальная ситуация. А убийство является ...