Основы теории правовой политики государства как самостоятельного политико-правового феномена
Материалы / Основы теории правовой политики государства как самостоятельного политико-правового феномена

Возможности поступательного развития общества, стабильность и предсказуемость социальных процессов в значительной степени определяются характером проводимой государством политики в той или иной области социальных отношений, способностью государственной власти выстраивать адекватную насущным потребностям и долгосрочным перспективам общественного развития стратегию социальных

преобразований.

В условиях проводимых в современной России преобразований особую роль призвана играть правовая политика как одна из наиболее важных разновидностей государственной политики, имеющая собственное юридическое содержание и самостоятельное значение в правовой жизни общества.

В настоящее время правовая политика России переживает один из наиболее ответственных этапов своего развития. Он связан с формированием подлинно демократической политической системы, созданием действенных механизмов обеспечения и защиты прав и свобод личности, совершенствованием правовых основ деятельности государственной власти, укреплением конституционной законности и правопорядка, повышением эффективности законодательной и правоприменительной деятельности, формированием социально ответственного и справедливого правосудия, выработкой адекватных мер противодействия коррупции и иным правонарушениям и т.д. Все это выдвигает проблему правовой политики в число первоочередных задач отечественной юридической науки.

Как справедливо отмечает А.В. Малько, сегодня правовая политика выходит на передние рубежи жизнедеятельности общества. В этой связи актуальность правовой политики обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, эта политика направлена на упорядочение правовой сферы, которая своим юридическим инструментарием способна оптимизировать экономические, политические, социальные, национальные, экологические и иные отношения. Определяя специфику правовой политики по сравнению с другими видами, В.Н. Кудрявцев пишет, что «она всегда предпочитает использование методов правового регулирования». Как подтверждает практика последних лет, эффективность регулирования наиболее важных и сложных общественных отношений неизмеримо возрастает, если оно осуществляется средствами правовой политики, ибо предполагает целенаправленную и последовательную деятельность на основе научно обоснованных механизмов, средств и принципов по достижению стратегических целей и тактических задач государства и общества и, наоборот, максимально исключает спонтанность, непредсказуемость, всевозможные отклонения от намеченных целей. Слабая, не обоснованная юридической наукой, правовая политика имеет своим следствием несовершенную, пробельную юридическую базу, противоречивые правовые акты, расплывчатые цели, неконкретные приоритеты, своеволие политики в выборе средств. В результате происходят сбои в осуществлении экономической, социальной, национальной и других видов политики. -

Во-вторых, формирование правовой политики есть объективная, реакция государства на потребности внутреннего согласования- и упорядочения все увеличивающихся потоков юридической информации, содержащейся в различных правовых актах.

В-третьих, актуализация проблем правовой политики видится в беспрецедентном усилении не только регулятивной, но и управленческой функции права, резком повышении роли и значимости правосознания, вызванными проводимой демократизацией страны, расширением договорных начал правового регулирования и появлением в этой связи острой необходимости координации и управляемости со стороны властных структур, другими происходящими процессами в российском правовом пространстве.

Определенное внимание вопросам правовой политики уделяли еще дореволюционные ученые-юристы. К ним можно отнести таких как: Б.А. Кистяковский, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, Л.И Петражицкий и др. Среди современных авторов наибольший вклад в разработку ряда проблем правовой политики внесли такие из них как: А.С. Автономов, С.С. Алексеев, С.Ф. Афанасьев, М.И. Байтин, В.П. Беляев, Е.В. Вавилин, Н.Н. Вопленко, А.И. Зайцев, И.А. Иванников, В.Ф. Иванов, М.В. Карасева, АЛ. Коробова, Ю.А. Крохина, В.П. Кудрявцев, Е.В. Куманин, Н.А. Лопашенко, А.В. Малько, В.В. Момонтов, Н.И. Матузов, А.А. Павлушина, М.П. Петров, СВ. Поленика, Т.М. Пряхина, Н.В. Пугало, В.А. Рудковский, О.Ю. Рыбаков, Т.А. Савельева, В.Н. Синюков, В.М. Сырых, В.Д. Холоденко, Д.Ю. Шапсугов, К.В. Шундиков, А.И. Экимов.

Объектом исследования выступает правовая политика как особое явление политико-правовой действительности.

Предмет исследования составляют теоретико-методологические вопросы формирования и развития политического направления в праве; сущности, содержания, структуры правовой политики; места и роли правовой политики в процессах осуществления права в современной России.

Целью исследования является изучение основ теории правовой политики государства как самостоятельного политико-правового феномена.

    Смотрите также

    Определение зависимости хозяйственных обществ для целей антимонопольного и налогового законодательства
    Развитие экономических отношений повлияло на увеличение интереса среди граждан к активному участию в предпринимательской деятельности. Создавая организации, участники приобретают права и о ...

    Ответственность государств за международные правонарушения
    Международно-правовая ответственность государств - один из основополагающих и старейших институтов международного права. Одним из руководящих в современном международном праве является принц ...

    Правонарушения и юридическая ответственность
    Хатина Наталия Владимировна, группа ЮРСП-2010. Курсовая работа. Правонарушение и юридическая ответственность. В данной работе понятие правонарушения рассматривается как волевое противопр ...