Характеристика признаков правового государства
Материалы / Процесс становления правового государства / Характеристика признаков правового государства
Страница 4

Таким образом, основные характеристики гражданского общества могут быть закреплены Конституцией, а само гражданское общество в его конституционном закреплении воплощает основные характеристики конституционного строя.

При этом гражданское общество как правовое общество обеспечивает на уровне своих институтов и отношений неразрывную связь свободы личности с правовым положением граждан, единство социальных и правовых основ взаимоотношений человека с обществом и государством.

Верховенство права и закона во всех сферах общественной жизни составляет одну из существенных отличительных черт правового государства. Важно отметить, что взаимосвязь государства с правом как условие существования современного общества должно проявляться не в плане подчинения права государственной властью, а напротив – подчинение государственной власти праву, связанности государства, его органов, всех государственных и общественных организаций, должностных лиц установками права.

Гуманистические цели, отвечающие правовому характеру государства, выполнение социальных обязательств государства перед человеком самым прямым образом определяют возможность и необходимость обеспечения примата права в условиях демократического общества. Но такая возможность настоятельно требует новых подходов к выработке самого понятия права, его обоснования с позиций роли права в системе гражданского общества. Право выступает в качестве определенного порядка общественных отношений, своеобразной системой общественного порядка, обеспечивающей учет интересов разных слоев общества. В результате само гражданское общество может функционировать лишь на правовых основах, поскольку организация составляющих его отношений имеет нормативное содержание и направлено на регулирование поведения людей. Такое правовое общество выражает наиболее существенные принципы регулирования, согласно которым устанавливается приоритет личных интересов человека перед интересами коллектива, государства, ответственность государства перед личностью; определяется обязанность государства соблюдать правовые предписания, охранять и поддерживать правопорядок; обеспечивать демократизм государственной власти на основе принципа разделения властей.

Именно исходя из этих принципов может быть установлено современное соотношение права и закона: следование им влечет принятие «правовых законов»; их игнорирование может привести к повышению удельного веса «правонарушающего законодательства», способствующего, например, проведению репрессий на «законных» основаниях или установлению «законных» нарушений элементарных прав человека. Не случайно поэтому в общественном сознании роль права в формируемом правовом государстве отождествляется со справедливостью соответствующих предписаний, прогрессивной социальной направленностью целей и задач, выраженных правовой нормой. И хотя закон составляет наиболее совершенную форму права, само право не исчерпывается законом, поскольку предполагает действие реальных, фактических общественных отношений и их преобразование в правовые отношения как процесс правовой жизнедеятельности.

Но, с другой стороны, именно правовое общество призвано обеспечивать закону статус не только основополагающего, первичного, но в перспективе и единственного регулятора общественных отношений. Концепция правового государства исходит их того, что приоритет права с неизбежностью должен выступать как безусловное верховенство закона во всей системе правовых актов.

Именно поэтому подзаконные акты в принципе должны утратить характер нормативного регулятора, поскольку их прямое назначение – обеспечивать правоприменительную деятельность. Это в первую очередь касается указов и иных актов президента, исполнительных органов власти, которые должны значительно сузить свое нормативное содержание, предоставив возможность издания актов, содержащих правовые нормы, органам законодательной власти. Принципиальное повышение роли представительных органов – это важное направление развития правового государства, устранение элементов авторитаризма в его деятельности.

Для обеспечения этого направления следует решить ряд задач, которые в настоящее время выливаются в сложные проблемы, препятствующие безусловному подчинению всех органов государства закону. Из жизни общества должны быть устранены факты неуважения к закону, правового нигилизма, грубого нарушения прав и свобод человека, неисполнения предписаний закона.

Для устранения этих проблем необходимо, прежде всего, устранить разбалансированность в системе права, касающуюся соотношения законов и иных правовых актов. Любой несовершенный закон должен отменяться представительным органом власти, т.е. законодательным путем, а не путем изменения законов подзаконными актами. Между тем в современный период широкое распространение получила идея о несовместимости социальной справедливости с формальным пониманием закона и чисто юридическими способами признания его недействительности. В силу этого имели место случаи, когда устаревшие законодательные предписания отменялись незаконным путем, т.е. с помощью подзаконных актов. Эта же идея послужила основанием для широкого развития «президентского нормотворчества».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Семья в Древнем Риме
    Семья – ячейка общества. Это понятие включает как социальные, философские аспекты, так и государственный, правовой моменты семейной организации человеческого рода. В данном реферате мы расс ...

    Государственная собственность
    В Российской Федерации государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственно ...

    Бюджетное прогнозирование и планирование: сущность, методы и роль в организации бюджетного процесса
    Тема данной работы актуальна для изучения, т.к. бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства ...