Свадьба
Страница 3

Плебейский брак: представляет собой куплю (coemptio). Муж покупает себе жену, которая по закону становится его рабой. Ее продает отец или опекун в присутствии магистрата, пяти свидетелей из римских граждан и libripens'a - буквально, свободного весовщика, т.

е. без пристрастного посредника, который присутствует при всякой купле-продаже. В данном случае продажа чисто фиктивная, так как цена продаваемой женщины всего один ас.

Оба семейства предстают пред претором. Первая формальность - взаимное согласие сторон; оно необходимо для обручения и, следовательно, тем более для брака. «Женщина, - говорит жених, - хочешь ли ты быть матерью моего семейства?» «Хочу», - отвечает она; потом в свою очередь спрашивает жениха: «Хочешь ли ты быть отцом моего семейства?» «Хочу», - отвечает тот. Чтобы напомнить молодой девушке о ее новой зависимости, муж слегка разделяет ей волосы дротиком и проводит острием шесть раз по голове.

Несколько молодых людей подходят затем к женщине, делают вид, будто хватают ее силой, и отправляются с новобрачной в дом ее мужа, куда и проносят ее, не коснувшись порога.

По дороге они останавливаются на первом перекрестке перед одной из открытых ниш, которые часто встречаются в таких местах; молодая женщина достает из-за пазухи кошелек, вынимает оттуда ас и предлагает его ларам перекрестка, после чего процессия продолжает свой путь.

Женщина, вышедшая замуж таким браком (coemptio), не приобщается к культу пенатов своего мужа, святилище которых составляет самое сокровенное место в доме. Этот брак юридически ставит ее в положение рабыни, так что она имеет право чтить только общественных ларов - божества, покровительствующие рабам. Она, впрочем, должна сделать также приношение и ларам домашнего очага, тоже в виде аса, который она, по странному обычаю, приносит в день свадьбы в своей обуви.

Брак между разными сословиями: Поначалу брак между патрициями и плебеями был запрещён, он стал возможным благодаря закону Канулея 445 года до н.э. Жена из дома патрициев при этом оставалась во власти своего отца, который имел право расторгнуть брак в любое время (правило просуществовало до II века). Однако, такие браки не получили широкого распространения и стали скорее реальностью для богатых и уважаемых плебеев.

Брак женщин других сословий с вольноотпущенниками встречался реже, чем брак бывшей рабыни и бывшего хозяина. Установленный одним из законов Августа запрет на то, чтобы вольноотпущенница замужем за господином могла развестись против его воли, имел силу ещё в праве Юстиниана.

С введением законов Августа сенаторам (а со времён Марка Аврелия и до трёх поколений потомков сенатора) запрещалось жениться на вольноотпущенниках / (цах), актёрах или актрисах или их детях, проститутках, сутенёрах или сводницах и их бывших рабах, осуждённых преступниках. С середины I века н.э. рабам был разрешён брак, до этого рабы просто жили вместе в непризнанном законом союзе (лат. contubernium). Сохранилось множество свидетельств таких браков между рабами императоров и свободными женщинами.

Также брак между римскими свободными женщинами и солдатами не считался законным и формально являлся сожительством, а дети из такого брака - незаконнорождёнными. Брак между "иностранцами" (не гражданами Рима) формально не воспрещался, но и не приветствовался. Император Траян разрешил ветеранам жениться на дочерях варваров, дети от таких браков признавались законнорождёнными.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Анализ имущественных и земельных отношений и разработка предложений по совершенствованию управления ими
    За годы реформ в России произошли глубокие структурные изменения в экономике, охватывающие все составляющие ее аспекты, в том числе основу - собственность. Собственность - основа любой соци ...

    Санитарно-эпидемиологический надзор
    Санитарно-эпидемиологическая отрасль общественных отношений, при всей ее кажущейся «низменности» играет значимую роль в жизни современного общества. С ней напрямую связана его безопасность и ...

    Правовое регулирование территориальных вопросов
    Для существования человека необходимы определенные условия и материальные блага. Именно территория, как часть природы и земного шара, является источником ресурсов и условием существования ч ...