Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания
Материалы / Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания

Органы дознания и органы предварительного следствия, осуществляя досудебное производство, защищают права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений. В каждом случае обнаружения признаков преступления следователь, орган дознания принимают предусмотренные УПК меры по установлению события преступления, изобличению лиц, виновных в совершении преступления.

Предварительное расследование существенно затрагивает права и интересы участников уголовного процесса, поскольку оно связанно с ограничением конституционных прав и свобод граждан. В процессе расследования могут применяться меры процессуального принуждения (задержание подозреваемого, заключение под стражу и т.д.). Ограничение прав и свобод допускается только по основаниям и с соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией, имеющей прямое действие, уголовно-процессуальным законодательством. И хотя уголовно-процессуальное законодательство в основном детально регламентирует досудебное производство, в практике не всегда исполняются требования этого законодательства.

Указанные обстоятельства предопределяют сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам.

Прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушении немедленно принимать меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.

Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания

– это отрасль прокурорского надзора, в которой осуществляется деятельность прокурора по обеспечению законности в работе органов предварительного следствия и дознания при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, расследовании уголовных дел и проведении ускоренного производства.

Вместе с тем осуществление такого надзора является основным содержанием деятельности прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса. Прокурор обязан обеспечивать постоянный надзор за исполнением законов всеми органами дознания и предварительного следствия, независимо от их ведомственной подчиненности, для чего уголовно-процессуальный закон наделил прокурора властно-распорядительными полномочиями, в том числе рядом полномочий, принадлежащих только прокурору (например, санкционирование отдельных процессуальных действий, направление уголовного дела в суд).

Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в пределах своей компетенции.

Одним из характерных признаков прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного расследования является то, что он осуществляется в отличие от общего надзора в процессуальной форме. И отдельные действия прокурора, и их совокупность выполняется в определенном порядке и при определенных условиях, точно предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

В отличие от общего надзора, где деятельность прокурора в основном связана с поступлением сигналов о правонарушениях, надзор в ходе досудебного производства осуществляется систематически, инициативно, независимо от наличия или отсутствия сигналов о правонарушениях.

Правовую основу прокурорского надзора

за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, составляют:

1) Конституция Республики Беларусь;

2) Закон "О прокуратуре Республики Беларусь";

3) УПК Республики Беларусь;

4) Приказ Генерального прокурора от 3 января 2013 г. № 1 "Об организации прокурорского надзора за исполнением закона органами уголовного преследования".

Задачи прокурорского надзора

в этой отрасли прокурорского надзора вытекают из общих задач, предусмотренных ст. 4 Закона "О прокуратуре Республики Беларусь", а также ст. 7 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, и заключаются в обеспечении:

1) соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций, общественных и государственных интересов;

2) соблюдения предусмотренного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждения уголовных дел, расследования преступных деяний, приостановления и прекращения производства по уголовным делам;

3) соблюдения сроков проведения расследования и содержания под стражей;

4) недопущения незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности;

5) неуклонного исполнения требований закона при расследовании преступления о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств, которые изобличают обвиняемого, смягчают и отягчают его ответственность;

6) осуществления мер по предупреждению преступлений, устранения причин и условий, которые, способствуют их совершению.

Указанные задачи конкретизированы в приказах и инструкциях Генерального прокурора.

    Смотрите также

    Гарантии социальной поддержки безработных
    Проблема занятости и безработицы – одна из главных проблем в развитии экономики во всем мире и трудовое право уделяет большое внимание проблемам занятости и трудоустройства граждан. От уров ...

    Уголовно-правовая квалификация самоуправства
    Коренные изменения общественных отношений в связи с переходом к рынку, вызвавшие жесткую конкуренцию в мире бизнеса и такие же жесткие правила игры между партнерами, в условиях достаточно зы ...

    Договор поставки
    Анализ существующей нормативной базы правового регулирования договора поставки как правового института рыночных отношений позволил квалифицировать поставку как вид договора, опосредующего пр ...