Возникновение и развитие института опеки и попечительства в Республике
БеларусьМатериалы / Опека и попечительство как формы правовой защиты граждан / Возникновение и развитие института опеки и попечительства в Республике
БеларусьСтраница 4
За исполнение обязанностей опекуну выплачивалось вознаграждение в размере 5 % от чистого дохода подопечного.
По окончании каждого года на опекунов возлагалась обязанность представлять отчет о доходах, расходах, содержании и воспитании малолетних, а после прекращения опеки - общий отчет.
Процесс становления института опеки и попечительства в России фактически завершился в XIX в. Основания и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, практически не изменились вплоть до 1917 г. Основным его недостатком оставалось по-прежнему несоответствие жизненным интересам всех сословий народа.
Очередная и последняя попытка реформирования опекунского права, предпринятая в 1915 г. Межведомственным совещанием под председательством министра юстиции И.Е. Ильяшенко, закончилась разработкой нового проекта опекунского устава. По проекту высшими опекунскими начальниками становились участковые мировые суды, а в качестве высших опекунских установлений - съезды мировых судей. Новацией проекта явилось осуществление опеки над малолетними до достижения ими совершеннолетия (21 г.), а также отобрание детей от порочных родителей для помещения их на воспитание в добропорядочную семью, приют или иное соответствующее учреждение. Проект принят не был, а, следовательно, он не оказал влияния на формирование института опеки и попечительства над несовершеннолетними в России.
Для отечественного права характерно разграничение опеки и попечительства. В отечественном праве долгое время существовала только опека, под которой понималось «установление искусственной власти над семьей, если в ней остаются малолетние члены», взамен власти родителя, отца. В то же время по римскому праву различалась tutela (опека) и cura (попечительство). Попечительство длилось от совершеннолетия лица до достижения им 25 лет. Возникновение института приемной семьи в России неразрывно связано со становлением государственной системы общественного призрения в целом. Для объективного установления того пункта, в котором начинается подлинная история рассматриваемого предмета, необходим содержательный анализ форм защиты детей, оставшихся без попечения родителей, складывавшихся в рамках названной системы.
Можно выделить следующие особенности развития норм об опеке и попечительстве в России:
1. Для отечественного права характерно разграничение опеки и попечительства. В России разграничение опеки и попечительства берет свое начало от екатерининского Учреждения о губерниях (1775 г.). «Опека может быть окончена в 14-летнем возрасте опекаемого, который может просить о назначении себе попечителя; совершеннолетие и вступление в управление имением отнесены к 17 годам, но с ограничением права продажи и залога недвижимого имущества без согласия попечителя до достижения 21 года, когда власть попечителя оканчивается. В период 14-17 лет несовершеннолетний сам распоряжается имением, но лишь с согласия попечителя; в период 17-21 года он распоряжается самостоятельно во всех случаях, кроме отчуждения недвижимого имущества».
2. Имущественная заинтересованность в установлении опеки. При установлении отношений опеки у опекуна зачастую имелся имущественный интерес. Как уже было отмечено, в древнем праве опека в большей степени предназначалась для охраны имущества, нежели личности. Это обстоятельство побуждало опекунов использовать свои права в целях обогащения.
3. Опека и попечительство над взрослыми появляется значительно позже, чем опека и попечительство над детьми. Забота о престарелых, инвалидах и лицах, страдающих психическими расстройствами, осуществлялась, как правило, вне правового регулирования или под воздействием норм обычного права. Формой устройства таких лиц традиционно служила семья, хотя от реформ Петра I берет свое начало построение системы органов социальной защиты. По Регламенту Главного магистрата от 1721 г. должны были создаваться, в частности, «госпитали» для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола)».
4. До начала XX в. в России отсутствовало «социальное сиротство» В истории отечественного права проблема создания правовых форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, возникла с особой остротой только в современный период. Длительное время не существовало такого правового понятия, как «ребенок, оставшийся без попечения родителей».
5. Нормы об опеке были систематизированы только в XVIII в. В древнем праве нормы об опеке и попечительстве, как и нормы, регулирующие многие другие отношения, носили фрагментарный характер и не были оформлены институционально. Впервые у государственной власти в России возникло намерение упорядочить эти нормы во второй половине XVIII в., когда в 1754 г. была учреждена комиссия о сочинении проектов нового уложения. О появлении в отечественном праве системы норм, регулирующих опеку (попечительство), можно говорить только с 1775 г., когда Учреждением о губерниях были установлены правила об опеке над лицами дворянского и городского сословия. «Пополнение» норм института опеки и попечительства в дальнейшем осуществлялось за счет указов, постановлений, имеющих отношение к довольно частным вопросам. Официальное толкование норм находило отражение в мнении Государственного Совета. Все вместе эти нормы «переместились» в Свод законов, каждое последующее издание которого содержало все более подробные «установления».
Смотрите также
Реабилитация, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс
Институт возмещения вреда, причиненного
незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс, был заимствован гражданским
законодательством Республики Казахстан из норм ранее действовав ...
Сущность и основные принципы правового государства
Предметом исследования работы
является феномен правового государства. В курсовой работе рассмотрены его понятие, сущность, функции, основные принципы,
изложены способы и средства реализации ...
Милиция общественной безопасности и обеспечение законных интересов граждан ПМР
Милиция общественной безопасности
в системе МВД ПМР, правовые основы создания и функционирования.
Осуществляемые в Приднестровской
Молдавской Республике глубокие социально-экономические п ...