Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки злоупотребления должностными полномочиями
Материалы / Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями / Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки злоупотребления должностными полномочиями
Страница 3

Объектом злоупотребления должностными полномочиями по действующему законодательству являются интересы службы в государственных и муниципальных органах, учреждениях и организациях, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также авторитет занимаемой должности.

Альтернативно дополнительными объектами выступают личность, собственность, общественная безопасность и общественный порядок. Теоретически и практически оправданно отнесение к объекту должностного злоупотребления установленного порядка нотариальной деятельности, а также деятельности организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Под интересами службы в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях следует понимать безупречное точное соблюдение государственными служащими, служащими органов местного самоуправления законодательства РФ о государственной и муниципальной службе, включающего Конституцию РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями в теории и на практике понимается достаточно единообразно и в целом соответствует законодательной трактовке этого состава преступления. Состав злоупотребления должностными полномочиями по конструкции является материальным и характеризуется тремя признаками: преступным действием, последствиями в виде существенного нарушения законных прав и интересов личности, общества и государства, и причинной связи между ними.

Введение в УК РФ признака «использование служебных полномочий» вместо признака «использование должностного положения» положило конец многолетним спорам специалистов об узкой и широкой трактовке понятия «использование должностного положения». Закон однозначно решил эти споры в пользу узкого понимания данного признака рассматриваемого преступления. Представляется, что вполне обоснованно отказался новый закон и от двойного наименования этой статьи, исключив указание на злоупотребление властью, поскольку никаких принципиальных отличий между злоупотреблением властью или должностными полномочиями нет.

С учетом системного анализа УК РФ любое нарушение конституционных прав граждан и организаций само по себе следует признавать достаточно серьезным последствием по смыслу ч. 1 ст. 285 УК РФ. Последствия злоупотребления должностными полномочиями могут распространяться и на посторонних лиц, не имеющих никакого отношения к представляемому должностным лицом ведомству. При этом последствия действий чиновников, выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, по отношению к этим лицам носят преимущественно экономический характер.

Серьезную практическую проблему представляет толкование оценочных признаков злоупотребления должностными полномочиями и иных должностных преступлений. Представляется что в целях расшифровки этих признаков целесообразно дополнить ст. 285 УК соответствующими примечаниями.

Вина при злоупотреблении должностными полномочиями возможна в виде как прямого, так и косвенного умысла. Допущение отдельными учеными неосторожной вины противоречит принципу вины и субъективному вменению, закрепленным в ст. 5 УК РФ. Нет при злоупотреблении должностными полномочиями и двойной формы вины, поскольку эта позиция не соответствует ст. 27 УК РФ.

Субъектом злоупотребления должностными полномочиями – должностным лицом следует признавать любого государственного или муниципального служащего, на которого возложено исполнение тех или иных функций государства или муниципалитета, вне зависимости от конкретного участка работы (коммерческая организация, государственный орган, учреждение и т. п.), а также нотариуса. Поэтому возможно следует дополнить примечание 1 к ст. 285 УК, «…а также лица, выполняющие указанные функции в коммерческих и иных организациях от имени государства или муниципального органа». Функции должностного лица должны пониматься в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Регулирование трудовых отношений посредством трудового договора в Российской Федерации
    За последние годы с переходом России к рыночным отношениям, политические, социальные и экономические преобразования привели к существенным изменениям, регулируемым трудовым законодательством ...

    Ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий договора займа
    В настоящее время договор займа и отношения вытекающего из него является одними из самых распространенных в гражданско-правовых отношениях и в обыденной, повседневной жизни граждан. Каждому ...

    Социальное обеспечение военнослужащих в запасе
    Социально-экономические преобразования в России последних десятилетий вызвали существенное снижение уровня социальной защищенности военнослужащих. Следствием этого явились с одной стороны, ...