Общие вопросы контроля налогооблагаемой базы
Материалы / Методы контроля таможни на службе налоговых органов / Общие вопросы контроля налогооблагаемой базы
Страница 1

Начиная с 2012 года налоговые органы в ходе проверки (за исключением камеральной) имеют право проверять соответствие налоговой базы по налогу на прибыль, определенной и отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль на основании примененных им цен, налоговой базе по налогу на прибыль, определенной налоговым органом с учетом рыночных цен, в случаях:

- реализации недвижимого имущества, когда цена сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены на объекты недвижимости на дату реализации недвижимого имущества;

- осуществления внешнеторговой деятельности, если цена сделки (сделок с одним лицом) превышает в течение одного календарного года 20 млрд.

бел. руб. на дату приобретения или на дату реализации товара и цена такой сделки отклоняется более чем на 20% от рыночной цены на товары на дату приобретения или на дату реализации;

- осуществления внешнеторговой деятельности, стороной которой является взаимозависимое лицо, если цена сделки (сделок с одним лицом) превышает в течение одного календарного года 20 млрд. бел. руб. на дату приобретения или на дату реализации и цена такой сделки отклоняется более чем на 20% от рыночной цены на товары на дату приобретения или на дату реализации.

Таким образом, фактически налоговые органы будут контролировать не все сделки, а только наиболее крупные (т.е. размер которых превышает 20 млрд. бел. руб. либо сделки с недвижимостью).

В п. 6 Положения о порядке применения системы определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, и контроля за правильностью определения такой стоимости, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2008 N 1246, определено, что в случае, если таможенный орган Республики Беларусь имеет основания полагать, что взаимосвязанность участников сделки повлияла на цену сделки, декларант имеет право представить таможенному органу Республики Беларусь документы, подтверждающие отсутствие влияния взаимосвязанности участников сделки на цену сделки. В качестве основания полагать, что взаимосвязанность участников сделки повлияла на цену сделки, рассматривается случай, когда заявленная декларантом таможенная стоимость меньше (на 20 процентов и более) от имеющейся у таможенного органа Республики Беларусь ценовой информации на идентичные или однородные товары.

В статье 30-1 НК под внешнеторговой деятельностью понимается:

- продажа (в том числе на основе договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров) товаров иностранным юридическим и (или) физическим лицам;

- приобретение (в том числе на основе договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров) товаров у иностранных юридических и (или) физических лиц.

Вопрос 1. Насколько пересекаются нормы ст. 30-1 НК с таможенным законодательством? Ведь таможенный орган уже проверил таможенную стоимость товара при его выпуске. Зачем еще раз контролировать фактически эту же стоимость иным ведомством - налоговыми органами?

Ответ 1. В соответствии со ст. 66 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТмК ТС) контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками. В свою очередь, ст. 94 ТмК ТС гласит о том, что при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Соответственно непроведение контроля таможенной стоимости вовсе не означает, что налоговые органы не обязаны проверять обоснованность заявленной плательщиком налоговой базы по налогу на прибыль. Кроме того, в ряде случаев товары вообще не подлежат оформлению в таможенном отношении: например, в случаях, когда отечественные предприниматели осуществляют торговые операции с субъектами хозяйствования, зарегистрированными в странах Таможенного союза, при покупке-реализации товаров, не находящихся под таможенным контролем у представительств иностранных фирм, размещенных на территории Республики Беларусь, и т.п. (например, иностранное представительство осуществляет оптовую реализацию российских и белорусских товаров в стране).

При этом в тех случаях, когда налоговыми органами будет получена информация о занижении налогооблагаемой базы по импортным сделкам, они будут делиться этой информацией с таможенными органами для контроля заявленной таможенной стоимости. В свою очередь, п. 27 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", предусмотрено, что при обнаружении в ходе контроля таможенной стоимости после выпуска товаров недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильного выбора метода определения таможенной стоимости товаров и (или) неправильного определения таможенной стоимости товаров, таможенный орган принимает решение о корректировке таможенной стоимости товаров и доводит его до сведения декларанта (таможенного представителя). Одновременно выносится решение о взыскании неуплаченных платежей и пеней, а также рассматривается вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности за неуплату таможенных пошлин, налогов. Таким образом, введение в НК ст. 30-1 позволяет активизировать межведомственное взаимодействие в целях контроля полноты уплаты налогов в бюджет.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Государственная служба в налоговых органах и учреждениях прокуратуры
    В рамках реализации административной реформы 9 марта 2004 г. Президентом РФ был принят Указ №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", согласно котором ...

    Правовое положение иностранных граждан
    Российская Федерация после распада Советского Союза, став самостоятельным и независимым государством, вынуждена была создать свои собственные институты правовых взаимоотношений между государ ...

    Надзор за исполнением законодательства
    Надзор за исполнением законодательства — это базовая отрасль, которая отражает специфику статуса прокуратуры как надзорного органа, реализующего свою главную цель — осуществление надзора за ...