Российский комментарий
Страница 2

Федеральными законами регулируются наиболее важные стороны общественной жизни, основные нрава, свободы и обязанности граждан, правовое положение политических партий и иных общественных объединений, федеральные налоги и сборы, принципы организации, формирования и деятельности органов государственной власти, уголовная и административная ответственность и др.

Федеральные законы принимаются в форме:

Ø закона о поправках к федеральной Конституции;

Ø федерального конституционного закона;

Ø федерального закона.

Законы, регулирующие широкий круг вопросов отдельной отрасли нрава, традиционно именуются кодексами.

Основания и порядок принятия федеральных законов определены в Конституции. Федеральные законы по предметам ведения Российской Федерации содержат нормы прямого действия. Федеральные законы по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации содержат как нормы прямого действия, так и так называемые рамочные нормы, устанавливающие допустимые пределы, в рамках которых принимаются в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации. Примером последнего вида законов служит принятый в 2003 году Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не «совершенствовать», не «подправлять», не «изменять» закон.

В случае если какой-либо нормативно-правовой акт, исходящий от низших уровней власти, противоречит норме высшего уровня, необходимо руководствоваться нормативным актом более высокого уровня. Следует, однако, иметь в виду, что в соответствии со ст. 76 Конституции иерархия региональных и федеральных законов действует строго в пределах компетенции уровней власти. В случае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым но вопросам, отнесенным к собственной компетенции субъектов Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

К сожалению, юридический анализ показывает, что законы большинства субъектов Федерации по вопросам местного самоуправления содержат положения, противоречащие федеральному законодательству.

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    Полномочия контролирующих органов при осуществлении проверки государственного (муниципального) заказчика
    В период с 1997 по конец 2005 гг. одним из наиболее существенных факторов, тормозивших полноценное развитие системы конкурсного размещения государственных заказов, была малопонятная и малоэф ...

    Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями
    Анализ отечественных правовых памятников свидетельствует о том, что уголовное законодательство об ответственности за злоупотребление должностными полномочиями сформировалось далеко не сразу ...

    Организационно-правовые основы деятельности органов власти с обращениями граждан
    Во все времена органы государственной власти и управления особое внимание уделяли организации взаимоотношений с населением. Еще в древности государственная власть и ее исполнительно-распоряд ...