История становления идеи правового государства
Материалы / Правовое государство / История становления идеи правового государства
Страница 1

Проблемы правового государства всегда волновали прогрессивных мыслителей и просто передовых людей своей эпохи. Различные ученые древности, средневековья, нового и новейшего времени периодически ставили вопросы типа – что такое правовое государство? Какова цель и назначение правового государства? Каковы его существенные признаки и черты?

Смысл и содержание идеи, разумеется, не были одинаковыми у различных мыслителей, однако, независимо от формы представления о правовом государстве, его существование неизменно ассоциировалось с торжеством гуманизма, законности, добра и справедливости.

Один из величайших мыслителей античности Платон(427-347 гг. до н. э.) различал два вида устройства государства: в первом над всеми возвышаются правители как личности, а во втором - законы. Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии опьяненной «свободой в неразбавленном виде», когда бесконечная свобода оборачивается бесконечным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие.

Все блага, которые боги могут даровать государству, учил Платон, бывают только там, где «закон -владыка над правителями, а они его рабы». Другой знаменитый философ древних времен - Аристотель (384-322 гг. до н. э.) полагал, что в наиболее правильно устроенном государстве – государством правят не люди, а законы, поскольку даже лучшие правители подвержены страсти, закон же есть “уравновешенный разум”. Другими словами,

Аристотель утверждал, что там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя. Древнегреческий историк Полибий выступал за разделение властей, чтобы ни одна власть не преобладала над другой.

С идеями легендарных мыслителей Древней Греции перекликаются и гуманистические воззрения древнеримских философов, политических и общественных деятелей. В первую очередь, речь идет о знаменитом римском ораторе, государственном деятеле и великом мыслителе - Цицироне.

Будучи сторонником естественного права, Цицирон исходил из того, что права и свободы человека не даруются кем-то сверху, по чьему-то желанию или велению. Они принадлежат любому человеку по самой природе. Так же, весьма важным в плане формирования общественных идей и наук, явился сформулированный Цицироном правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все, а не только избранные граждане». Важным является и выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы в чем-то «убеждать, а не ко всему принуждать посредством силы и угроз». Цицирон прославился своей борьбой за свободу и справедливость, своим гуманизмом направленным даже и в отношении рабов.

Эти блестящие идеи затухли на некоторый период, подернулась пылью, как и вся европейская культура после падения Римской империи. Однако, спустя примерно тысячелетие они вновь ворвались в умы передовых ученых и мыслителей своей эпохи. В период с XVI по XX век, было очень много сделано для развития теории правового государства.

Так, живя в XVII столетии, английский философ Дж, Локк выработал принципы взаимодействий частей власти в целях предотвращения ее захвата и подчинения одним лицом. Приоритет отдается законодательной власти, но она не является абсолютной: исполнительная и судебная оказывают на нее активное воздействие. Он считал, что предотвратить опасность тирании может применение народом силы против несправедливости, суверенитет народа он ставил выше суверенитета государства. Так, Локком, в новое время был поставлен и частично развит вопрос о «принципе разделения властей» известный еще со времен античных мудрецов. До логического завершения, уже теорию о «разделении властей» довел век спустя французский просветитель Шарль-Луи де Монтескье. Он справедливо полагал, что стабильный, безопасный для своего собственного народа механизм государственного управления возможен только на основе взаимных сдержек и противовесов среди трех независимых ветвей власти.

Философские основы теории правового государства были созданы в том же столетии, великим германским философом Иммануилом Кантом, многократно указывавшим на принципиальную необходимость опоры государства на право.

Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества взаимно заинтересованных людей, подчиненных правовым законам, где действует принцип, согласно которому «законодатель не может решить относительно народа того, чего народ не может решить относительно самого себя». «Если же государство уклоняется от данного принципа и не обеспечивает охрану законов, то в таком случае, оно рискует потерять доверие и уважение своих граждан – утверждает Кант.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Социальные стандарты жизни
    Современная ситуация, сложившаяся в социальной сфере, характеризуется сложностью, неоднозначностью и противоречивостью. Недостаток реальных финансовых ресурсов в государстве и регионах, как ...

    Реализация муниципальных программ по развитию и поддержке малого предпринимательства
    Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство – важная составляющая часть рыночной экономики, без которого не может быть гармоничного общественного развития. Оно во многом определяет т ...

    Правовые основы экологического контроля в Российской Федерации
    Актуальность темы данной работы может быть охарактеризована несколькими положениями. Одной из злободневных проблем в России является проблема охраны окружающей среды, состояние которой на ...