Роль Президента в системе разделения властей
Материалы / Конституционный статус Президента Российской Федерации / Роль Президента в системе разделения властей
Страница 1

Конституция Российской Федерации – «закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие, Конституция реально регулирует общественные отношения и оказывает непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти».

При разработке Конституции Российской Федерации 1993 года принцип разделения властей был взят в России за основу государственного устройства и включен в текст Основного Закона страны.

В действующей Конституции Российской Федерации главам, посвященным описанию ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), предшествует глава о президенте (глава 4 «Президент Российской Федерации»), что подчеркивает особое значение Президента в организации государственной власти. Более 30 статей конституции посвящены Президенту. По количеству и значимости функций и полномочий Президента, он занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Такое положение Президента в системе органов государственной власти связано с конституционными преимуществами главы государства по отношению, прежде всего, к исполнительной власти, но оно не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов. Это обусловлено тем, что полномочия Президента направлены на обеспечение взаимодействия всех ветвей власти, строгое соблюдение Конституции, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета. Глава Российской Федерации, согласно Конституции, не относится ни к одной из трех ветвей власти, в отличие от государств с классическим вариантом принципа разделения, при котором Президент является главой исполнительной власти.

По нашему мнению, следует учитывать, что для реализации возложенных на главу государства обязанностей, Президент Российской Федерации наделен значительными полномочиями. Полномочия, закрепленные в статье 80 Конституции, дают возможность сделать вывод о возможности лидера нашей страны воздействовать на все ветви власти.

Примером такого воздействия на судебную власть служит непосредственное назначение судей в Российской Федерации; на законодательную власть - участие в правотворческой деятельности и право роспуска Государственной Думы. В отношении исполнительной ветви власти можно говорить о том, что глава государства оказывает на нее не менее существенное влияние. Анализ полномочий Президента Российской Федерации позволяет делать выводы, что это наиболее близкая ветвь власти для главы государства. Например, Президент Российской Федерации контролирует деятельность Правительства, формирует его состав, участвует, при необходимости, в заседаниях Правительства, обладает правом отправить его в отставку. По сути, руководит данной ветвью власти. Несмотря на вышеизложенное, говорить о Президенте Российской Федерации как о главе исполнительной власти, мы считаем не верным.

Несмотря на все функции, полномочия и права главы государства, нет оснований, по нашему мнению, ставить президентскую власть над другими ветвями власти, так как каждая из них осуществляет полномочия, определенные Конституцией, функционирует во взаимодействии друг с другом, обеспечена определенными механизмами влияния на иные власти и на Президента.

Но в тоже время нельзя отрицать особого положения Президента Российской Федерация в системе органов государственной власти. Это выражается в форме реализаций принадлежащих ему функций и полномочий. Деятельность главы государства по исполнению федеральных законов - это его конституционная, а не функциональная, обязанность. Эти обязанности присущи всем другим органам государственной власти Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления. А принадлежащая исключительно Президенту Российской Федерации инициативно-распорядительная деятельность, подтверждает положение Президента Российской Федерации в качестве Главы государства.

Подтверждение особенностей правового положения Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти закреплены в Конституции.

В соответствии с пунктом «е» статьи 84 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации обращается к Федеральному Собранию Российской Федерации с ежегодными посланиями о положении в стране, и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. При этом закон только в общем виде определяет содержание данного послания.

Право законодательной инициативы Президента Российской Федерации определено пунктом «г» статьи 84 и пунктом 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации. Под законодательной инициативой понимается внесение предложений о принятии того или иного закона на рассмотрение высшего законодательного органа. Порядок осуществления главой государства этого права реализуется в соответствии с требованиями статьи Конституции, а также «Положением о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законодательном процессе», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 7 ноября 2005 года.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Система права и законодательства
    Данная работа посвящена системе права и системе законодательства. Актуальность темы работы состоит в том, что в нынешней научной литературе по теории государства и права в очень немногих ра ...

    Характеристика курса "Коммерческое право"
    В литературе имеется различный подход к определению понятия коммерческого права. При попытках сформулировать это определение используется разные критерии. Одни ученые берут за основу предмет ...

    Признаки и функциональные особенности бандитизма
    Бандитизм в его различных формах - это чрезвычайно опасное преступление, известное в России с древнейших времен. Состав бандитизма предусматривался и первым после 1917 г. УК РСФСР 1922 г. (с ...