Основные признаки государственной власти
Материалы / Разновидности государственной власти / Основные признаки государственной власти
Страница 2

Таким образом, одним из наиболее общих признаков власти является то, что она имеет общественный характер.

2. Власть включает компонент воли, сформированной на основе осмысления, осознания определенных социальных и иных интересов, потребностей людей.

С позиций науки психологии воля - это активное выражение целевых установок, инициирующее и направляющее ту или иную деятельность. Как компонент власти она реализуется либо с использованием убеждающих, разъяснительных мер, либо посредством силы.

Власть, в особенности власть государственная, нередко сопряжена с проявлением силы. Бессилие власти превращает последнюю в фикцию, так как не способно обеспечить отношения господства и подчинения. Сила власти -это ее способность обеспечить следование объекта велениям субъекта.

Если любая власть связана с проявлением социальной силы, то не всякая социальная сила является властью. Разогнанная демонстрация или прерванная забастовка, цели которой не достигнуты, - это те случаи, когда социальная сила, потенциально обладая властными качествами, не достигает статуса власти.

Власть как социальную силу не следует путать с властью силы. Однако, как свидетельствуют примеры из истории, внешне сильная диктаторская власть в своей перспективе часто оказывается слабой, неустойчивой, нежизнеспособной.

Власть как социальная созидательная сила имеет, несомненно, позитивный смысл. Властные отношения складываются, прежде всего, из необходимости поддержания общественного порядка, а это осуществляется не только центральными органами власти, т.е. в масштабах всего общества, но также в определенной общности, и даже в таких социальных формах, как семья, малая группа. В рамках социальных институтов властные отношения выражаются в функции воспроизводства определенного типа общественных отношений. Поэтому власть, как уже отмечалось, есть выражение объективной потребности каждой социальной целостности в саморегуляции и самоорганизации.

В связи с этим необходимо отметить, что власть нельзя понять без анализа категории господства. Понятие господства означает наличие отношений доминирования-подчинения между индивидами.

М. Вебер (а вслед за ним и большинство отечественных авторов) различал три типа господства: традиционное, харизматическое, легальное.

Традиционное господство предполагает подчинение с помощью определенных устоявшихся средств. Господство харизматическое легитимируется (одобряется) не привязанностью к традиции, а напротив, опирается на нечто экстраординарное. Личная преданность харизматику (государю, вождю, лидеру) основана не на традиции: ее источник — яркое эмоциональное чувство, вера в необычный дар.

Легальность и легитимность - неотъемлемые стороны государственной власти. Власть легитимна, если она согласуется с представлениями людей о праве и справедливости и лежащими в их основе ценностями и нормами. Любая государственная власть нуждается в доверии (законности, легитимности), поэтому она более заинтересована в общественном согласии, нежели в средствах психического и физического давления и тем более террора, чтобы быть прочной длительное время.

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    Законодательство о правовом регулировании
    Основное назначение права состоит в детальном регулировании наиболее значимых общественных отношений, для чего используется целый арсенал разнообразных средств правового воздействия. В свое ...

    Гарантии и компенсации работникам
    В ряде случаев законодательство возлагает на работодателя или на государственные органы обязанность предоставления своим работникам определенных гарантий и компенсаций. Это может быть св ...

    Трудовой договор: понятие, содержание и форма
    Труд, как целесообразная, осознанная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для удовлетворения различных ...