Основные признаки государственной властиМатериалы / Разновидности государственной власти / Основные признаки государственной властиСтраница 2
Таким образом, одним из наиболее общих признаков власти является то, что она имеет общественный характер.
2. Власть включает компонент воли, сформированной на основе осмысления, осознания определенных социальных и иных интересов, потребностей людей.
С позиций науки психологии воля - это активное выражение целевых установок, инициирующее и направляющее ту или иную деятельность. Как компонент власти она реализуется либо с использованием убеждающих, разъяснительных мер, либо посредством силы.Власть, в особенности власть государственная, нередко сопряжена с проявлением силы. Бессилие власти превращает последнюю в фикцию, так как не способно обеспечить отношения господства и подчинения. Сила власти -это ее способность обеспечить следование объекта велениям субъекта.
Если любая власть связана с проявлением социальной силы, то не всякая социальная сила является властью. Разогнанная демонстрация или прерванная забастовка, цели которой не достигнуты, - это те случаи, когда социальная сила, потенциально обладая властными качествами, не достигает статуса власти.
Власть как социальную силу не следует путать с властью силы. Однако, как свидетельствуют примеры из истории, внешне сильная диктаторская власть в своей перспективе часто оказывается слабой, неустойчивой, нежизнеспособной.
Власть как социальная созидательная сила имеет, несомненно, позитивный смысл. Властные отношения складываются, прежде всего, из необходимости поддержания общественного порядка, а это осуществляется не только центральными органами власти, т.е. в масштабах всего общества, но также в определенной общности, и даже в таких социальных формах, как семья, малая группа. В рамках социальных институтов властные отношения выражаются в функции воспроизводства определенного типа общественных отношений. Поэтому власть, как уже отмечалось, есть выражение объективной потребности каждой социальной целостности в саморегуляции и самоорганизации.
В связи с этим необходимо отметить, что власть нельзя понять без анализа категории господства. Понятие господства означает наличие отношений доминирования-подчинения между индивидами.
М. Вебер (а вслед за ним и большинство отечественных авторов) различал три типа господства: традиционное, харизматическое, легальное.
Традиционное господство предполагает подчинение с помощью определенных устоявшихся средств. Господство харизматическое легитимируется (одобряется) не привязанностью к традиции, а напротив, опирается на нечто экстраординарное. Личная преданность харизматику (государю, вождю, лидеру) основана не на традиции: ее источник — яркое эмоциональное чувство, вера в необычный дар.
Легальность и легитимность - неотъемлемые стороны государственной власти. Власть легитимна, если она согласуется с представлениями людей о праве и справедливости и лежащими в их основе ценностями и нормами. Любая государственная власть нуждается в доверии (законности, легитимности), поэтому она более заинтересована в общественном согласии, нежели в средствах психического и физического давления и тем более террора, чтобы быть прочной длительное время.
Смотрите также
Договор поставки
Анализ существующей нормативной
базы правового регулирования договора поставки как правового института рыночных
отношений позволил квалифицировать поставку как вид договора, опосредующего пр ...
Анализ существующей законодательной базы, регулирующей арендные отношения
Актуальность исследования. В настоящее
время в условиях развития рыночных отношений в России ощущается значительная
потребность общества в обеспечении устойчивых гарантий защиты своих
имуще ...
Понятие должностного лица в законодательстве и правовой теории
Понятие "должностное лицо" весьма часто встречается в различных
законодательных и нормативных актах Российской Федерации: в Конституции РФ,
Трудовом кодексе РФ, УК РФ, ФЗ "Об ...
