Основные принципы разгосударствления и приватизации государственной собственности
Материалы / Разгосударствление и приватизация / Основные принципы разгосударствления и приватизации государственной собственности
Страница 1

Процесс приватизации в Республике Беларусь согласно действующему законодательству базируется на следующих основных принципах:

1. Сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации означает; что одна часть государственного имущества, подлежащего приватизации, передается в собственность граждан Республики Беларусь бесплатно, а другая продается физическим и юридическим лицам, основанным на негосударственной форме собственности.

2. Право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности вытекает из общенародного характера государственной собственности и практически реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков "Имущество" на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа.

3. Дифференциация методов, форм и процедур приватизации предполагает использование различных способов, методов и процедур при приватизации конкретных предприятий. Необходимость его соблюдения вытекает из отраслевых, территориальных и других особенностей каждого предприятия. Приватизируемые объекты различаются размерами производства, значимостью и конкурентоспособностью продукции, уровнем технической оснащенности, финансовым положением и т. д. Эти факторы предопределяют специфику приватизации каждого из них. Так, небольшие предприятия могут быть проданы на аукционе, крупные преобразованы в акционерные общества, каждое из которых различается составом акционеров, и т. д. Практически данный принцип реализуется путем разработки индивидуальных проектов приватизации каждого предприятия. Дифференцированный подход позволяет осуществить приватизацию государственных предприятий наиболее эффективным способом, создать для покупателей наиболее благоприятные условия при одновременном соблюдении интересов продавца (государства).

4. Разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней предопределяется делением государственной собственности на республиканскую и коммунальную, а также масштабами процесса приватизации. Реформирование 2/3 государственной собственности требует слаженной работы всех участников этого процесса на основе разграничения их компетенций.

В соответствии с этим принципом приватизация объектов республиканской собственности осуществляется Министерством по управлению государственным имуществом и приватизации и его территориальными органами, а реформированием объектов коммунальной собственности занимаются местные органы власти.

5. Предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий обеспечивает защиту прав и интересов наемных работников при смене собственника в результате приватизации и касается прежде всего трудовых отношений.

Работникам приватизированных предприятий даются следующие гарантии:

· деятельность предприятия не может быть приостановлена на период подготовки и осуществления приватизации;

· до завершения приватизации ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, несет государство. С момента завершения приватизации эти обязательства переходят к новому собственнику. Он выполняет их до истечения ранее установленного срока действия трудовых отношений. После этого взаимоотношения между работниками и собственником регулируются действующим законодательством.

6. Контроль за осуществлением приватизации со стороны государства означает, что вся работа по приватизации осуществляется под контролем со стороны государства. Уполномоченные государством органы устанавливают предприятия, подлежащие приватизации; проводят оценку стоимости приватизируемых объектов, определяют способы приватизации и т. д. Контроль за осуществлением приватизации позволяет предотвратить нарушение законодательных актов и защитить интересы трудящихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Правовое регулирование права собственности на землю Республики Казахстан
    С введением частной собственности на землю право распоряжения землей наполнилось качественно новым содержанием. Земельная реформа в Республике Казахстан, ликвидация монополии государстве ...

    Юридический факт
    Учение о правоотношении, возникающем на основе юридических норм правовой связи, участники которой наделены взаимными правами и обязанностями, является одним из основных в теории государства ...

    Особенности процесса доказывания в уголовном процессе
    В уголовно-процессуальной литературе неоднократно подчеркивалось значение предмета доказывания в предварительном расследовании и судебном разбирательстве по уголовному делу. Правильное опред ...