Национально-правовое регулирование иностранных инвестиций
Материалы / Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и в зарубежных странах / Национально-правовое регулирование иностранных инвестиций
Страница 2

Законодательство Литвы, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Украины, Эстонии — стран, имеющих специальные акты в области регулирования иностранных капиталовложений, — в той или иной форме запрещает дискриминацию иностранных инвесторов и устанавливает либо национальный режим, либо режим наибольшего благоприятствования.

Статья 5 Закона Узбекистана, ст. 21 Закона Эстонии, ст. 1 Закона Украины обеспечивают полную правовую защиту иностранных инвестиций. В дополнение к этому ст. 6 литовского Закона провозглашает защиту со стороны литовского государства не только иностранных инвестиций, но и доходов, прав и законных интересов иностранных инвесторов на территории Литвы. В случаях национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается компенсация (ст. 21 Эстонского закона, ст. 25 Закона Казахстана, ст. 3 Украинского закона, ст. 11 Закона Узбекистана).

Обходя молчанием вопрос о национализации и реквизиции, Закон об иностранных инвестициях в Республике Кыргызстан от 28 июня 1991 г. и Закон о концессиях и иностранных концессионных предприятиях в Республике Кыргызстан от 6 марта 1992 г. предусматривают в качестве гарантий иностранных инвесторов и концессинеров полную компенсацию их убытков, включая недополученную прибыль, возмещаемых в том числе и за счет казны. Закон Литвы применительно к аналогичным обстоятельствам вводит такую меру обеспечения государственных интересов в области регулирования иностранных капиталовложений, как приостановление инвестиционной деятельности. Согласно его ст. 11 инвестиционная деятельность, будь то деятельность совместного предприятия или предприятия с иностранным капиталом, может быть приостановлена литовским правительством, если она: а) противоречит законам Литвы; б) не отвечает экономическим требованиям; в) не соответствует уставу предприятия.

Важнейшими мерами общего характера по стимулированию или ограничению иностранного капитала со стороны принимающих государств являются следующие: государственный контроль за допуском и осуществлением деятельности в особых областях производства и секторах экономики, в частности, добычи полезных ископаемых и разработки недр; недопущение или ограничение допуска иностранных юридических лиц в стратегические отрасли народного хозяйства либо снятие или сокращение каких-либо запретов на допуск; регулирование с помощью поощрительного либо ограничивающего нормирования перевода прибылей за границу, реинвестирования средств в национальную экономику принимающего государства, налогообложения; установление экспортно-импортного контроля и др.

В привлечении иностранных инвестиций в экономику развивающихся государств играют значительную роль инвестиционные контракты-соглашения. Инвестиционные соглашения в виде административных контрактов заимствованы из французской практики, предусматривавшей возможность заключения контрактов между правительством и физическим или юридическим лицом. Такой тип инвестиционного контракта широко распространен в странах Азии и Африки - бывших колониях Франции, Бельгии, Италии, Нидерландов.

В ряде стран создаются соответствующие государственные органы по управлению и регулированию иностранного инвестирования. Так, в аппарате Президента США есть специальные управления, занимающиеся разработкой и реализацией политики в области иностранных инвестиций. В Японии при премьер-министре действует Совет по сделкам с иностранным капиталом. Во Франции функционирует Инвестиционный комитет.

Итак, национально-правовое регулирование вложения иностранных средств в отечественную экономику конкретной страны может осуществляться либо пакетом нормативных актов, либо единым комплексным документом, специально посвященным этому блоку отношений.

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    Структура и содержание Европейской Хартии о местном самоуправлении
    Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы, является самым важным многосторонним документом, определяющим фундаментальные пр ...

    Органы государственной власти
    Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его име ...

    Правовое регулирование занятости в Российской Федерации
    Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства является не только защитой и помощью ищущим работу, но и одним из способов их трудоустройства. Законодательство о зан ...