Принцип гуманизма

В уголовно-исполнительном законодательстве (праве) принцип гуманизма проявляется в различных направлениях и формах. Данный принцип в УИК РФ по сравнению с ранее действовавшим ИТК РСФСР воплощен намного полнее, что явилось следствием приведения нормативной базы России в области исполнения уголовных наказаний к мировым стандартам обращения с осужденными.

Так, из норм. регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказания (особенно лишения свободы), убрана излишняя тюремная атрибутика, отражавшая прежде всего суровость, жесткость наказания, в результате чего были отменены многие ограничения в отношении осужденных. В Кодексе закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты от пыток, насилия или другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Существенно расширены возможности поддержания и развития социально полезных связей осужденных с родственниками и трудовыми коллективами, а также развития их полезной инициативы. Реализация принципа гуманизма поставлена в прямую зависимость от поведения осужденных, от их желания и настроения вести себя определенным образом, а следовательно, получать или нет предусмотренную законом широкую систему льгот. Особенно полно принцип гуманизма нашел свое воплощение в Федеральном законе от 21 февраля 2001 г., который в Государственной Думе в третьем чтении проходил под рубрикой "в части облегчения условий содержания задержанных и осужденных". Линия на дальнейшую гуманизацию нашла свое отражение и в Законе от 21 ноября 2003 г. № 161-ФЗ, которым осужденным предоставлены дополнительные льготы, изменен порядок представления к условно-досрочному освобождению и др.

Принцип гуманизма имеет и обратную сторону: он должен проявляться не только по отношению к осужденным, но и ко всему обществу в целом, обеспечивая должный порядок и спокойствие граждан, охрану их законных интересов. Поэтому в Кодексе предусматриваются меры по надежной изоляции осужденных и их охране, по пресечению различных попыток проникновения как со стороны осужденных, так и иных граждан на охраняемые территории, нападений на охрану, проносов запрещенных предметов и ряда аналогичных действий.

Принцип гуманизма уголовно-исполнительного права закреплен во многих институтах и нормах УИК, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Так, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: “Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности”. Он отражен и в ряде статей УИК, в частности в ст. 10 подчеркивается, что “Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных .”. В ч. 2 ст.12 УИК указывается, что “они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона”.

Принцип гуманизма выражается также в тех целях, которые ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправительного воздействия: общественно полезном труде, интенсивном психолого-педагогическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду с режимными требованиями обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания наказания и одновременно создающими условия для реализации прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения. Цели гуманного отношения к осужденным отражены в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы инвалидами, женщинами, несовершеннолетними, в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК), свидания (ст. 91УИК), телефонные переговоры ( ст. 92 УИК ) и др.

    Смотрите также

    Правовое государство
    Принцип правового государства закреплен Российской конституцией 1993 года. Со дня принятия данной конституции, 12 декабря 2013 года исполняется 20 лет. Несмотря на это, абсолютное большинст ...

    Военно-уголовный кодекс Петра I
    Разработка военно-уголовного законодательства Петра I была одним из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVIII века. Централизация государственного аппарата при аб ...

    Задачи и основные направления деятельности организационно-инспекторских аппаратов органов внутренних дел
    Для того чтобы деятельность штабов была высокоэффективной, она должна отвечать определенным требованиям, а именно: организованности, целеустремленности, оперативности, предвидения и предусм ...