Виды подследственностиМатериалы / Подследственность в уголовном судопроизводстве РФ / Виды подследственностиСтраница 5
Сложнее сделать вывод относительно определения подследственности уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 205 УК РФ (подследственность органов внутренних дел, прокуратуры и ФСБ), ст.211 УК РФ (подследственность органов прокуратуры и ФСБ), ст.
227 УК РФ (подследственность органов внутренних дел и прокуратуры), ст.304 УК РФ (подследственность органов внутренних дел и прокуратуры) и ст. 359 УК РФ (подследственность органов прокуратуры и ФСБ). Предметные подследственности в приведенных случаях перекрывают друг друга.Кроме того, как следует из п.1 ч.3 ст.150, пп.3, 4 ч.3 ст.151, а также ч.5 ст.151 УПК, по делам о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.188 УК, может производиться дознание дознавателями органов ФСБ, или дознавателями таможенных органов, или следователями органа, выявившего эти преступления. Причем последние могут проводить по ним и предварительное следствие.
Полагаем, что во всех приведенных случаях конкуренции подследственности применимо правило об альтернативной подследственности.
Правило об альтернативной подследственности приводится в ч.5 ст.151 УПК. Суть этого правила состоит в том, что предварительное расследование производится дознавателем или следователем органа, выявившего данное преступление. Согласно ч.5 ст.151 УПК по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст.159 (чч.2 и 3), 160 (чч.2 и 3), 171 (ч.2), 171.1 (ч.2), 172-174, 174.1, 176, 183, 185, 187, 188, 190, 191 (ч.2), 192, 193, 195-197, 201, 202, 204, 206, 208-210, 222 (чч.2 и 3), 226 (чч.2-4), 272-274, 282.1, 282.2, 308, 310, 327 (ч.2), 327.1 (ч.2) УК, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления[11].
Помимо случаев, специально указанных законом, данное правило применяется для разрешения и других случаев конкуренции предметных подследственностей нескольких органов предварительного расследования, которые выше были приведены нами. Это правило позволяет компетентному органу, так сказать, явочным порядком распространить свою подследственность на то или иное дело.
Конечно, значение этого правила не абсолютно. Ибо, как уже указывалось, прокурор обладает универсальными (исключительными) полномочиями на определение подследственности уголовных дел.
С учетом сказанного отметим, что в современных условиях правило об альтернативной подследственности проявляется двояко. Во-первых, правило об альтернативной подследственности прямо сформулировано для случаев, которые непосредственно указаны в ч.5 ст.151 УПК, а во-вторых, это правило фактически действует в ситуациях реальной конкуренции предметных подследственностей двух и более ведомств.
В последнем случае окончательное решение по определению подследственности остается за прокурором. Прокурор определяет орган, да и саму форму предварительного расследования, что вытекает из его процессуальных полномочий, приведенных в пп.2, 4, 8, 9 ст.37 УПК РФ.
Смотрите также
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде
«Каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе
на жизнь трудом, который он свободно избирает или на который свободно соглашается.
Государство создает условия для ...
Демократия - недостатки и пороки
Демократия – означает народовластие,
власть народа. Однако так ли это на самом деле? Очевидно, что демократия
обладает внутренне присущим ей механизмами и инструментами, обеспечивающими ее
...
Полномочия контролирующих органов при осуществлении проверки государственного (муниципального) заказчика
В период с 1997 по конец 2005 гг. одним из наиболее существенных
факторов, тормозивших полноценное развитие системы конкурсного размещения
государственных заказов, была малопонятная и малоэф ...