Международный трибунал ООН по морскому праву
Материалы / Международные суды / Международный трибунал ООН по морскому праву
Страница 2

Споры рассматриваются и разрешаются вышеуказанными камерами, если об этом просят спорящие стороны. Решение, принятое одной из камер, считается вынесенным самим Трибуналом.

Сторонами спора, передаваемого на рассмотрение Трибунала, могут быть:

А) государства – участники Конвенции ООН по морскому праву;

Б) Международный орган по морскому дну;

В) Предприятие (орган, который непосредственно осуществляет деятельность в Районе морского дна за пределами национальной юрисдикции);

Г) юридические и физические лица, имеющие гражданство государств– участников Конвенции ООН по морскому праву и осуществляющие деятельность в районе;

Д) государства – участники других соглашений, касающихся вопросов, охватываемых Конвенцией, или предусматривающих обращение в Трибунал.

Слушание проводится публично, если Трибунал не принял иного решения или если стороны не требуют, чтобы публика не была допущена.

Трибунал и его Камера по спорам, касающимся морского дна, имеют право предписывать временные меры (provisional measures).

Решения Трибунала принимаются большинством голосов присутствующих его членов. В случае разделения голосов поровну голос председателя является решающим.

Решение Трибунала является окончательным и имеет обязательную силу только для сторон и только в отношении рассмотренного спора.

Трибунал разрешает споры между государствами, возникающие по поводу применения положений Конвенции по морскому праву и ее толкования по различным вопросам. Это могут быть также споры, касающиеся какого-либо иного международного соглашения, связанного с Конвенцией.

Важнейшим правом, которым обладает исключительно Трибунал, является право выносить решения о «незамедлительном освобождении судна и экипажа»(prompt release), если они не освобождаются несмотря на предоставление разумного залога или иного финансового обеспечения и если в течение десяти дней со времени задержания не будет достигнуто соглашения между государством флага и государством, задержавшим судно и экипаж, о передаче вопроса об освобождении любому суду или арбитражу (ст. 292 Конвенции). Заявление о незамедлительном освобождении подается в Трибунал, который и выносит указанное решение. Данное решение является окончательным и обязательным. Такие дела получают наибольшее распространение в практике суда.

Так, в декабре 2002г. Международный трибунал по морскому праву принял решение об освобождении российского рыболовного судна «Волга» и членов его экипажа, задержанных в австралийском порте Перт.

В течение 1999 - 2001 гг. французские военные корабли задержали рыболовные суда Панамы, Сейшельских островов и Белиза, занимавшиеся несанкционированным промыслом в исключительной экономической зоне Франции, на юге Атлантики, в районе Кергеленских островов. Эти дела были рассмотрены Трибуналом, и в двух случаях были вынесены решения о незамедлительном освобождении судов и экипажей.

Положение о незамедлительном освобождении действительно только в отношении государств, являющихся участниками Конвенции. В этой связи для российских судовладельцев представляется весьма важным то обстоятельство, что 12 марта 1997 г. Россия ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.

Заявление об освобождении может быть подано только государством флага или от его имени.

Обращение в Трибунал с просьбой о «незамедлительном освобождении» возможно также в случае разбирательства в отношении сброса с судна за пределами внутренних вод, территориального моря или исключительной экономической зоны в нарушение применимых международных норм и стандартов или в пределах этих морских районов и пространств (ст. 218, п. 1 и 4).

4 декабря 1997 г. Трибунал вынес решение по первому делу о незамедлительном освобождении судна «Сайга» под флагом Сент-Винсент и Гренады, которое было арестовано властями Гвинеи за бункеровку (снабжение топливом) рыболовных судов в гвинейской исключительной экономической зоне.

Из 25 членов экипажа — 22 - это граждане Украины, трое - сенегальцы. Арестованные члены экипажа были освобождены благодаря твердой позиции, занятой российскими и другими судьями, которые составили большинство (12 против 9).

Любое заявление об освобождении судна или его экипажа должно представляться государством флага или от его имени любым органом или организацией, уполномоченной данным государством. При подаче упомянутого заявления последнее должно представляться вместе с соответствующим документом, удостоверяющим такие полномочия. Такой документ должен быть выдан самим правительством, министром или руководителем ведомства, но обязательно от имени правительства, т.е. государства флага.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Разновидности государственной власти
    Проблема государственной власти занимает важное место среди научных исследований в области общественных наук. Ученые неоднократно отмечали актуальность данной темы не только для юридической ...

    Судебная власть в Российской Федерации
    Важнейшими инструментариями обеспечения конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в условиях формирования в России гражданского общества является судебная власть. Одна из ...

    Виды правовых норм
    Право представляет собой сложную и многообразную систему (упорядоченную совокупность) норм права. Право, прежде всего, состоит из норм права — общих юридических правил поведения, распростран ...