Европейский суд по правам человека
Материалы / Международные суды / Европейский суд по правам человека
Страница 1

На протяжении ряда десятилетий существовали два органа – Европейская Комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека. Как в комиссии, так и в Суде были представлены все государства – члены Совета Европы.

Первоначально функции принятия и рассмотрения индивидуальных жалоб принадлежали Комиссии, которая могла в случае невозможности урегулирования передать дело в Суд, решение которого считалось окончательным. На определенной стадии деятельности такого контрольного механизма доступ в Суд получили сами заявители, но только после констатации безрезультативности усилий Комиссии.

С 1 ноября 1998 года – даты вступления в силу Протокола № 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заменившего разд. II, III и IV Конвенции новым разд. II «Европейский суд по правам человека», - наступил новый этап: осуществлена реорганизация контрольного механизма. Европейская Комиссия по правам человека была упразднена (фактически она прекратила деятельности год спустя, после завершения рассмотрения ранее принятых дел). Европейский суд по правам человека стал единым в рамках Совета Европы контрольным органом, функционирующим на постоянной основе.

Регламентация статуса, полномочий и процедуры деятельности Суда составляет содержание разд. II Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также специальных документов – Европейского соглашения относительно лиц, участвующих в процедурах Европейского суда по правам человека, Шестого протокола к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, определяющего привилегии и иммунитеты, а также Правил процедуры (Регламента) Суда, принятых самим Судом 4 ноября 1998г. Принятый 13 мая 2004г. Протокол № 14 к Конвенции предусматривает определенные изменения в контрольном механизме.

В состав Европейского суда по правам человека входят судьи, представляющие государства – члены Совета Европы и, соответственно, участников Конвенции; в их числе – судья от Российской Федерации.

Судьи должны обладать самыми высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом. Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве.

На протяжении всего срока пребывания в должности судьи не должны осуществлять никакой деятельности, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью или с требованиями, вытекающими из характера их работы в течение полного рабочего дня.

Каждый судья избирается Парламентской ассамблеей Совета Европы большинством поданных за него голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых каждой стороной. Согласно протоколу № 14 судьи должны избираться на 9 лет без права переизбрания. Суд избирает председателя и двух его заместителей, образует палаты, избирает их председателей, а также секретаря-канцлера Суда. Европейский суд по правам человека избрал своим председателем, на срок три года, считая с 19 января 2007 года, Жана-Поля Коста (Франция). Председатель избирается тайным голосованием 46 судьями суда и может быть переизбран.

Ж.-П. Коста заменил на этом посту Люциуса Вильдхабера (Швейцария), который являлся председателем суда с 1 ноября 1998 года. 18 января 2007 года Л. Вильдхаберу исполнилось 70 лет, и, в соответствии с параграфом 6 ст.23 Европейской конвенции о правах человека, с этого дня он должен покинуть свой пост.

В состав суда входит по одному судье от каждого из 46 государств, ратифицировавших Конвенцию. Судьи работают в пяти секциях - в каждой секции есть свой председатель, из которых образуются палаты в составе 7 судей. Имеется также Большая палата суда, состоящая из 17 судей.

Для рассмотрения дел Суд образует комитеты в составе трех судей, Палаты в составе семи судей и Большую Палату в составе семнадцати судей (в ее состав входят также председатель Суда, его заместители и председатели палат). Палаты Суда на определенный срок образуют комитеты. Официальные языки Суда – английский и французский.

В ведении Суда находятся все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и протоколов к ней, которые могут быть ему переданы. Имеются в виду межгосударственные дела, индивидуальные жалобы, а также запросы комитета министров Совета Европы относительно консультативных заключений по юридическим вопросам.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Современная государственная кадровая политика субъектов РФ на примере Ростовской области
    Российская Федерация имеет федеративное устройство. Ее субъекты равноправны и имеют достаточно широкие полномочия. Конституцией Российской Федерации достаточно четко определены предметы вед ...

    Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
    Тема государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России, безусловно, очень актуальна в настоящее время. Наша страна встала на путь рыночной экономики, поэтому очеви ...

    Социальное обеспечение военнослужащих в запасе
    Социально-экономические преобразования в России последних десятилетий вызвали существенное снижение уровня социальной защищенности военнослужащих. Следствием этого явились с одной стороны, ...