Европейский суд по правам человекаМатериалы / Международные суды / Европейский суд по правам человекаСтраница 1
На протяжении ряда десятилетий существовали два органа – Европейская Комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека. Как в комиссии, так и в Суде были представлены все государства – члены Совета Европы.
Первоначально функции принятия и рассмотрения индивидуальных жалоб принадлежали Комиссии, которая могла в случае невозможности урегулирования передать дело в Суд, решение которого считалось окончательным. На определенной стадии деятельности такого контрольного механизма доступ в Суд получили сами заявители, но только после констатации безрезультативности усилий Комиссии.С 1 ноября 1998 года – даты вступления в силу Протокола № 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заменившего разд. II, III и IV Конвенции новым разд. II «Европейский суд по правам человека», - наступил новый этап: осуществлена реорганизация контрольного механизма. Европейская Комиссия по правам человека была упразднена (фактически она прекратила деятельности год спустя, после завершения рассмотрения ранее принятых дел). Европейский суд по правам человека стал единым в рамках Совета Европы контрольным органом, функционирующим на постоянной основе.
Регламентация статуса, полномочий и процедуры деятельности Суда составляет содержание разд. II Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также специальных документов – Европейского соглашения относительно лиц, участвующих в процедурах Европейского суда по правам человека, Шестого протокола к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, определяющего привилегии и иммунитеты, а также Правил процедуры (Регламента) Суда, принятых самим Судом 4 ноября 1998г. Принятый 13 мая 2004г. Протокол № 14 к Конвенции предусматривает определенные изменения в контрольном механизме.
В состав Европейского суда по правам человека входят судьи, представляющие государства – члены Совета Европы и, соответственно, участников Конвенции; в их числе – судья от Российской Федерации.
Судьи должны обладать самыми высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом. Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве.
На протяжении всего срока пребывания в должности судьи не должны осуществлять никакой деятельности, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью или с требованиями, вытекающими из характера их работы в течение полного рабочего дня.
Каждый судья избирается Парламентской ассамблеей Совета Европы большинством поданных за него голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых каждой стороной. Согласно протоколу № 14 судьи должны избираться на 9 лет без права переизбрания. Суд избирает председателя и двух его заместителей, образует палаты, избирает их председателей, а также секретаря-канцлера Суда. Европейский суд по правам человека избрал своим председателем, на срок три года, считая с 19 января 2007 года, Жана-Поля Коста (Франция). Председатель избирается тайным голосованием 46 судьями суда и может быть переизбран.
Ж.-П. Коста заменил на этом посту Люциуса Вильдхабера (Швейцария), который являлся председателем суда с 1 ноября 1998 года. 18 января 2007 года Л. Вильдхаберу исполнилось 70 лет, и, в соответствии с параграфом 6 ст.23 Европейской конвенции о правах человека, с этого дня он должен покинуть свой пост.
В состав суда входит по одному судье от каждого из 46 государств, ратифицировавших Конвенцию. Судьи работают в пяти секциях - в каждой секции есть свой председатель, из которых образуются палаты в составе 7 судей. Имеется также Большая палата суда, состоящая из 17 судей.
Для рассмотрения дел Суд образует комитеты в составе трех судей, Палаты в составе семи судей и Большую Палату в составе семнадцати судей (в ее состав входят также председатель Суда, его заместители и председатели палат). Палаты Суда на определенный срок образуют комитеты. Официальные языки Суда – английский и французский.
В ведении Суда находятся все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и протоколов к ней, которые могут быть ему переданы. Имеются в виду межгосударственные дела, индивидуальные жалобы, а также запросы комитета министров Совета Европы относительно консультативных заключений по юридическим вопросам.
Смотрите также
Современная государственная кадровая политика субъектов РФ на примере Ростовской области
Российская Федерация
имеет федеративное устройство. Ее субъекты равноправны и имеют достаточно
широкие полномочия. Конституцией Российской Федерации достаточно четко
определены предметы вед ...
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
Тема государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности в России, безусловно, очень актуальна в настоящее
время.
Наша страна встала на путь
рыночной экономики, поэтому очеви ...
Социальное обеспечение военнослужащих в запасе
Социально-экономические
преобразования в России последних десятилетий вызвали существенное снижение
уровня социальной защищенности военнослужащих. Следствием этого явились с одной
стороны, ...