Структура пенсионной системы Российской Федерации
Страница 2

Четвёртая группа причин - финансово-экономические: рост задолженности предприятий по заработной плате из-за отсутствия прямого финансирования из бюджетов разных уровней и рост объёмов невыплаченной заработной платы; значительное расширение масштабов натурального (бартерного) обмена между товаропроизводителями; широкомасштабное использование денежных наличных средств в экономической деятельности; использование предприятиями специальных ссудных счетов; применение и натуральных форм оплаты труда и пр.

Эти практики были характерны для первого этапа экономической трансформации и, как представлялось, носили временный характер. Между тем многие из них в модифицированном виде сохраняются и сегодня. Неформальная экономика в России не сокращается, а "творчески" приспосабливается к меняющимся социально-экономическим условиям.

С 2001 года и по настоящее время осуществляется новый виток реформ пенсионной системы. Необходимость реформирования пенсионной системы мотивировалась в первую очередь демографическими причинами. Так, по актуальным расчётам Пенсионного фонда РФ, к 2016 году на 1000 человек населения трудоспособного возраста количество лиц пенсионного возраста увеличится до 428 человек. Реформа пенсионной системы в Российской Федерации началась с принятия трех федеральных законов:

Федеральный закон РФ от 15.12.2001 г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

Федеральный закон РФ от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

Федеральный закон РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Этими законами были заложены краеугольные камни действующей пенсионной системы. Закон о трудовых пенсиях определил основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. Закон о государственном пенсионном обеспечении урегулировал правоотношения, возникающие при предоставлении пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Закон об обязательном пенсионном страховании установил организационные, правовые и финансовые основы пенсионного страхования в России. Помимо вышеперечисленных в систему пенсионного законодательства входят также следующие законодательные акты:

Закон РФ от 12.02.1993 г. №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

Федеральный закон РФ от 06.03.2001 г. №21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ";

Федеральный закон РФ от 01.04.1996 г. №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

Федеральный закон РФ от 07.05.1998 г. №75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";

Федеральный закон РФ от 24.07.2002 г. №111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ";

Федеральный закон РФ от 30.04.2008 г. №56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и т.д. Структура пенсионной системы России представлена на Рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура пенсионной системы РФ

Действующая в РФ пенсионная система предполагает наличие большого числа различного вида пенсий, которые можно классифицировать по различным основаниям. Пенсия (от лат. pensio - платеж) - регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

Структуру новой пенсионной системы составляют следующие ее элементы:

государственное пенсионное обеспечение;

государственное пенсионное страхование;

профессиональные пенсионные системы;

дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение.

Государственное пенсионное страхование направлено на формирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий, пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца за счет обязательных страховых взносов. Государственное пенсионное обеспечение направлено на начисление базовой части трудовых пенсий, выплачиваемых по Закону о трудовых пенсиях, и пенсий за выслугу лет, по старости, инвалидности и социальных пенсий, выплачиваемых по Закону о пенсионном обеспечении, и финансируется из федерального бюджета за счет перечисляемых работодателями сумм единого социального налога.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Понятие и виды налоговых льгот в Украине
    Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменение форм которого неизменно сопровождается преобразованием налогов ...

    Правовое регулирование договора дарения
    В современном мире мы очень часто дарим подарки: родственникам и знакомым на день рождения, врачам, преподавателям в знак благодарности и просто так дорогим нам людям. Но мы не задумываем ...

    Таможенный контроль товаров и транспортных средств при осуществлении международных перевозок
    Осуществление таможенного контроля является одной из основных функций таможенной службы в любом государстве. Составить верное представление о роли данного института в государственном регулир ...