Структура и компетенция российской прокуратуры в XVIII – первой половине
XIX ввМатериалы / История института прокуратуры / Структура и компетенция российской прокуратуры в XVIII – первой половине
XIX ввСтраница 6
Низкий уровень законности в середине XIX в. был обусловлен не только пороками всей системы общества и бюрократического аппарата самодержавия в целом, но и недостатками института надзора за законностью.
Сфера надзора и функции прокуроров были обширны и неопределенны до такой степени, что их добросовестное исполнение оказывалось нереальным. Основной функцией губернской прокуратуры оставался просмотр журналов присутственных мест. Все это приводило к тому, что прокуратура на протяжении царствования Николая I находилась в состоянии глубокого застоя и требовала, как и общество в целом, серьезных преобразований.Развитие российской прокуратуры в первой половине XIX в. показало, что повышения уровня законности только за счет совершенствования бюрократического аппарата надзора достичь не удается. Только демократизация судебной системы и государственного аппарата в целом могла обеспечить успех в этом направлении. В свою очередь переход к новой судебной системе потребовал реорганизации прокуратуры.
Таким образом, прокуратура, по мысли ее создателя, изначально учреждена как орган надзора за соблюдением законности, интересов высшей власти и государства.
После смерти Петра I структура и компетенция прокуратуры менялись: то она становилась малозаметной структурой в государственном устройстве страны, то снова занимала подобающее положение в государстве.
До 1802 г. прокуратура являлась институтом высшего надзора за всем государственным аппаратом Российской империи. Ее роль изменилась в связи с переходом к министерской системе управления. «Личная уния» должностей генерал-прокурора и министра юстиции, сохранив прокуратуру в качестве института высшего надзора, значительно ограничила ее компетенцию. Генерал-прокурор и его подчиненные никогда не имели права надзора за министерствами и создаваемыми ими органами власти на местах.
Смотрите также
Регулирование трудовых отношений посредством трудового договора в Российской Федерации
За последние годы с переходом
России к рыночным отношениям, политические, социальные и экономические преобразования
привели к существенным изменениям, регулируемым трудовым законодательством ...
Общественные объединения в РФ
Принятие Конституции Российской Федерации на всенародном референдуме 12
декабря 1993 г. прервало развитие советского типа организации государственной
власти и юридически закрепило восприятие ...
Право собственности граждан
Право собственности в
качестве системы социально-экономических отношений изучается с момента
возникновения правоведения как науки. Это вполне объяснимо экономическим,
политическим и иным зн ...
