Предупреждение преступлений в сфере компьютерной информации в Республике Казахстан
Материалы / Уголовная ответственность за преступления в сфере компьютерной информации / Предупреждение преступлений в сфере компьютерной информации в Республике Казахстан
Страница 1

Почти все виды компьютерных преступлений можно, так или иначе, предотвратить. Мировой опыт свидетельствует о том, что для решения этой задачи правоохранительные органы должны использовать различные профилактические меры.

В данном случае профилактические меры следует понимать как деятельность, направленную на выявление и устранение причин, порождающих преступления, и условий, способствующих их совершению.

Правовые меры предупреждения компьютерных преступлений.

В эту группу мер предупреждения компьютерных преступлений, прежде всего, относят нормы законодательства, устанавливающие уголовную ответственность за противоправные деяния в компьютерной сфере. Законы РК "Об информатизаци" и "О связи" - прогрессивный шаг в развитии данного направления, они:

Дают юридическое определение основных компонентов информационной технологии как объектов правовой охраны.

Устанавливают и закрепляют права и обязанности собственника на эти объекты.

Определяют правовой режим функционирования средств информационных технологий.

Определяют категории доступа определенных субъектов к конкретным видам информации.

Устанавливают категории секретности данных и информации.

Дают определение и границы правового применения термина "конфиденциальная информация"

Решающим законодательным аккордом в этой области можно считать принятие нового Уголовного кодекса РК, устанавливающего уголовную ответственность за компьютерные преступления. Информация в нем – объект уголовно-правовой охраны.

Исходя из изложенного, можно сделать выводы о том, что сложность компьютерной техники, неоднозначность квалификации, а также трудность сбора доказательственной информации не приведет в ближайшее время к появлению большого числа уголовных дел, возбужденных по статье 227 УК РК.

Кроме этого, нас ждет появление таких специфических форм компьютерных правонарушений, к которым не применимы составы преступлений, предусмотренные вышеуказанными статьями.

Судебное расследование компьютерных преступлений обычно бывает более сложным, нежели других видов преступлений. Оно требует специальной технической подготовки и в большей степени зависит от показаний свидетелей-экспертов. Обвинение в процессе по делу о компьютерном преступлении должно строиться так, чтобы судьи мало знающие о компьютерах и их работе, смогли разобраться в очень сложных технических документах. Свидетели должны убедительно объяснить, почему последствия "неосязаемой" потери данных, являющихся чьей-либо собственностью, или нарушение работы компьютера столь же серьезны, как и ущерб при хищении материальных ценностей (а часто и более серьезны).

Проблемы затрудняющие предупреждение и расследование компьютерных преступлений включают в себя: выявившееся несовершенство УК (состав преступлений ст. 227 - материальный (требует наличие перечисленных в законе общественно опасных последствий); дефицит специалистов в МВД; отсутствие наработок (методических рекомендаций по изъятию, обыску, осмотру места происшествия и т.п.); недоработанность УПК (в частности неясно, как принимать в качестве доказательства электронный документ); и некоторые другие проблемы.

Между тем общеизвестно, что одними правовыми мерами сдерживания не всегда удается достичь желаемого результата в деле предупреждения преступлений. Тогда следующим этапом становится применение мер организационно-технического характера для защиты средств компьютерной техники от противоправных посягательств на них.

Ввиду того, что компьютерные преступления все больше приобретают транснациональный характер (вспомним хотя бы дело В. Левина о проникновении в электронную сеть "Сити-банка" в 1995 г.), усиливается международное сотрудничество в этой области.

Так 9-10 декабря 1997 г. в Вашингтоне прошла встреча министров юстиции и внутренних дел стран "восьмерки, " на которой обсуждались вопросы усиления борьбы с преступностью в сфере высоких технологий, и было принято специальное Коммюнике.

Этот план предполагает следующие мероприятия:

1. Разработать порядок взаимодействия правоохранительных и иных заинтересованных министерств и ведомств Республики Казахстан, а также обмена информацией в борьбе с использованием высоких технологий в преступных целях.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Стратегические установки административных реформ западных стран
    Стремление сделать работу государственного аппарата более эффективной неизменно приводит современные правительства на путь административных реформ. Административная реформа — это процесс ст ...

    Уголовное право
    Уголовный закон — это нормативно-правовой акт, принимаемый высшими органами государственной власти и состоящий из взаимосвязанных норм, определяющих основания и принципы уголовной ответстве ...

    Авторский договор как основание правомерного использования произведения
    В настоящее время уже тривиально звучат принципы, закрепленные ст. 1 Гражданского Кодекса РФ (равенство участников, свобода договора и др.), и тем не менее, гражданское, а в частности, авто ...