Подходы в понимании механизма правового регулирования
Материалы / Законодательство о правовом регулировании / Подходы в понимании механизма правового регулирования
Страница 1

Положение о праве как средстве регулирования общественных отношений не ново. Однако правовое регулирование отличается сложной природой: оно обусловлено разнотипными по своему характеру факторами социального и юридического порядка, имеет субъективную направленность, зависит от условий социальной среды.

Право выступает в качестве рычага воздействия на общественные отношения, только при условии ясного представления, с помощью каких средств осуществляется перевод правовых требований в социальное поведение.

Исходным началом правового регулирования является целенаправленное, оптимальное воздействие на поведение людей, которая предполагает его формирование и коррекцию в рамках социально-приемлемой активности, исходя из условий социальной жизни, механизмов становления и деятельности личности.

Право – система формируемых общественной практикой правил поведения общего характера, регулярно используемых субъектами для удовлетворения своих интересов в конкретных жизненных ситуациях.

Право как социальное явление, система средств правового регулирования должно рассматриваться в контексте: среда (социальная жизнь) – факторы (субъективные и объективные) – нормативная регламентация и регулирование – правовое поведение.

Первым кто сформулировал идею о связи всех правовых средств в едином «механизме» был Н.Г. Александров. С этого момента началось качественное исследование данной проблемы, а комплекс правовых средств, посредством которых происходит регулирование общественных отношений стал называться термином, предложенный Н.Г. Александровым, – «механизм правового регулирования».

В результате системного рассмотрения механизма правового регулирования В.А. Шабалин показывает взаимосвязь и действие на таких его частях как правосознание, правотворчество, юридические нормы, правоотношения, законность и правопорядок.

В.П. Казимирчук, характеризуя социальный механизм действия права, выделяет четыре основных элемента: доведение правовых норм до участников общественных отношений; постановка необходимых целей в законах и иных нормативных актах; поддержание полезного поведения участников общественных отношений; социально-правовой контроль.

Р.К. Русинов видит в механизме правового регулирования систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Элементами механизма правового регулирования он называет нормы права, нормативно-правовой акт, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, акты применения права. В качестве своеобразных элементов выделяет правосознание и режим законности. Однако он считает, что элементы механизма правового регулирования воздействуют на общественные отношения не только специфически юридически, но под их влиянием формируются психологические установки, мотивы поведения людей.

С.А. Комаров определяет механизм правового регулирования в качестве результативного, нормативно-организационного воздействия на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса). При этом правовое воздействие выступает частью системы социального регулирования общественных отношений. Основным элементом управляющей и управляемой системы выступают люди, а управление сводится к тому, что одни из них воздействуют на сознание и поведение других.

Е.В. Арсеньев и Н.В. Витрук рассматривают правовое регулирование как специальное юридическое воздействие объективного и субъективного права, всей системы юридических средств на общественные отношения в целях достижения определенных результатов.

А.В. Малько считает, что механизм правового регулирования – система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения

интересов субъектов права. Действенность механизма правового регулирования тем ниже, чем выше уровень препятствий. К признакам механизма правового регулирования он относит:

1) цель механизма правового регулирования;

2) средства достижения цели механизма правового регулирования;

3) результативность механизма правового регулирования.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Юридические гарантии прав человека и гражданина РФ
    В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание, в зависимости от социальной позиции ...

    Отказ от наследства
    В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется государством. Все граждане РФ имеют равные права в области наследственного права, независимо от по ...

    Демократия - недостатки и пороки
    Демократия – означает народовластие, власть народа. Однако так ли это на самом деле? Очевидно, что демократия обладает внутренне присущим ей механизмами и инструментами, обеспечивающими ее ...