Пенсионная реформа РФ
Страница 1

До 2002 года в России действовала распределительная пенсионная система (PAYG – перевод с англ. pay as you go – «плати, пока ходишь»), которая была основана на принципе солидарности поколений («вертикальная» солидарность): выплаты пенсионерам осуществлялись за счет пенсионных отчислений работающей части населения и искусственно поддерживался баланс примерного равенства всех взносов и всех выплат.

Но из-за сложившихся в нашей стране демографических тенденций, когда на каждого пенсионера приходилось все меньшее число работающих граждан (соответственно, все меньшее число плательщиков пенсионных взносов), государству становилось все сложнее обеспечить высокий уровень государственного пенсионного обеспечения. Численность пенсионеров, приходящихся на одного работающего, увеличивалась (см. гистограмму № 1).

Гистограмма № 1

Социальная нагрузка на занятое население в 1991–2002 гг.

В результате демографическая ситуация, характеризующаяся низким уровнем рождаемости и старением населения, объективно привела к ухудшению соотношения работающих граждан (создающих ВВП) и пенсионеров. Все накопленные проблемы, связанные как с происходящими и ожидаемыми демографическими сдвигами, дефицитом бюджета и т. д. привели к необходимости реорганизации распределительной пенсионной системы.

Концепция организации российской пенсионной системы была сформулирована в еще в 1995 году, с некоторыми модификациями, внесенными программными документами Правительства Российской Федерации в 1998 и 2001 годах (см. приложение 2). Она началась реализовываться с 1 января 2002 года, когда вступил в действие пакет «пенсионных законов». Предлагаемая модель формирования государственного пенсионного обеспечения с поэтапным введением накопительных элементов должна обеспечивать сбалансированность доходов и обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации в течение всего переходного периода (до 2020 года) без увеличения базовой ставки страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, повышать уровень пенсионного обеспечения граждан и формировать стабильный источник для дополнительных доходов в социальную систему. Более того, предполагалось, что в долгосрочной перспективе тарифная политика в государственном пенсионном страховании должна ориентироваться на постепенное снижение тарифа отчислений за работников, работающих в нормальных технологических и природно-климатических условиях.

Основными факторами, обеспечивающими стабилизацию финансового положения пенсионной системы в переходный период, являются:

реформирование механизмов досрочного выхода на пенсию путем их перевода в профессиональные пенсионные системы;

определение размера пенсионных выплат в зависимости от величины поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации;

учет прогнозируемой (ожидаемой) продолжительности жизни пенсионера при назначении пенсии и стимулирование более позднего выхода на пенсию через применение условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов;

обеспечение разграничения обязательств по финансированию страховых пенсий и других пенсионных выплат между Пенсионным фондом Российской Федерации и другими источниками, включая федеральный бюджет и государственные социальные внебюджетные фонды;

законодательное закрепление перечня нестраховых периодов, подлежащих включению в страховой стаж по государственному пенсионному страхованию, а также определение принципов и размеров финансирования возникающих в связи с этим обязательств за счет средств федерального бюджета;

повышение собираемости страховых взносов в результате введения условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов;

частичное финансирование с 2005 года вновь назначаемых трудовых пенсий на накопительной основе.

Суть пенсионной реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Обзор ряда вопросов по теории государства и права
    ТГП в узком см - одна из юридических наук, которую именуют ТГП. Как наука, ТГП – совокупность знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирован ...

    Меры поощрения осужденных
    Сегодня построение основ российской государственности предполагает совершенствование деятельности всех звеньев пенитенциарной системы и, в том числе, мер поощрения, применяемых к осужденным. ...

    Классификация норм права
    Правовые нормы делятся на виды по различным основаниям. Первая и наиболее очевидная классификация – в зависимости от принадлежности правовой нормы к той или иной отрасли права: гражданско-правовые ...