Критический анализ научной работы по проблеме источников права РБ.Материалы / Ответы на вопросы контрольной работы по праву / Критический анализ научной работы по проблеме источников права РБ.Страница 3
В данном определении указаны следующие признаки нормативного правового акта:
• Нормативно-правовые акты издаются компетентными уполномоченными органами. Государственные органы принимают акты строго определенного вида;
• Нормативно-правовые акты содержат общеобязательные правила поведения, имеющие более или менее общий характер;
• Нормативно-правовые акты должны быть документально оформлены, иметь строго определенную форму;
• Если исполнитель акта не указан, то он распространяется на неопределенный круг лиц;
• Нормативно-правовые акты направлены на регулирование общественных отношений определенного вида;
• Нормативно-правовые акты обладают юридической силой, под которой понимается свойство правовых актов реально действовать, фактически порождать юридические последствия;
• Нормативно-правовые акты носят государственно-властный характер, их исполнение обеспечивается принудительной силой государства.
В законодательстве Республики Беларусь определяются различные виды нормативных правовых актов.
В зависимости от субъектов принятия:
- нормативные акты, принятые Президентом,
- нормативные акты, принятые законодательными органами власти,
- нормативные акты, принятые исполнительными органами власти,
- нормативные акты, принятые местными органами государственного управления и самоуправления,
- нормативные акты, принятые судебными органами (Конституционный Суд, Пленум Верховного Суда, Пленум Высшего Хозяйственного Суда),
- референдум,
Можно подразделять нормативные правовые акты по отраслям права: гражданские, уголовные, административные, конституционные и др. нормативные акты.
Но одной из наиболее важных классификаций является подразделение нормативных правовых актов по юридической силе. По данному основанию выделяют законы и подзаконные нормативные акты, причем и те и другие имеют свою иерархию. По этому же критерию можно подразделять акты на Конституцию и подконституционные акты.
В Законе Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" выделены такие нормативно-правовые акты, как:
• Конституция Республики Беларусь
• Решение референдума
• Программный закон;
• Кодекс Республики Беларусь;
• Закон Республики Беларусь;
• Декрет Президента Республики Беларусь;
• Указ Президента Республики Беларусь;
• Постановления палат Парламента;
• Постановление Совета Министров Республики;
• Акты Конституционного Суда Республики Беларусь;
• Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь;
• Регламент;
• Инструкция;
• Правила;
• Устав;
• Приказ;
• Решения органов местного управления и самоуправления;
• Правовые акты.
К ненормативным правовым актам относятся:
- распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;
- распоряжения председателей палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь;
- распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;
- акты прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь;
- акты органов записи актов гражданского состояния;
- иные правовые акты.
Закон – это особый вид нормативно-правовых актов, принимаемый высшим представительным органом государства (Парламентом) или путем референдума, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дается несколько иное определение закона, а именно: «Закон – это нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений».
По юридической силе законы подразделяются на основные, конституционные, программные и обычные.
Смотрите также
Налоговый кодекс РФ. Общая характеристика и направления совершенствования
Налоговая реформа
является очень важной сферой российских экономических преобразований. Причина
этого кроется в том, что государственное управление в области налогов - прямой
способ воздейс ...
Правовое государство
Принцип правового
государства закреплен Российской конституцией 1993 года. Со дня принятия данной
конституции, 12 декабря 2013 года исполняется 20 лет. Несмотря на это,
абсолютное большинст ...
Проблема эвтаназии в контексте прав человека
Проблема эвтаназии была сформулирована
в глубокой древности, и уже тогда она вызывала многочисленные споры среди медиков,
философов и юристов. Отношение к умышленному ускорению наступления с ...