Экономическая роль и функции государстваМатериалы / Государство и его экономическая роль / Экономическая роль и функции государстваСтраница 2
Кейнсианство основано на экспансионистской финансовой политике, включающей в себя расширение государственных расходов и снижение налогов, а также экспансионистской денежно-кредитной политике, связанной с увеличением денежной массы в обращении.
Увеличение государственных расходов стимулирует рост производства, а значит, и рост инвестиций и вложений в человеческий капитал. Кроме того, расширяются покупательная способность населения и совокупный спрос на товары, работы, услуги. Высокая покупательная способность лишь при определенных условиях повышает конкурентоспособность предприятий и качество продукции, а эти две проблемы для российской экономики в настоящее время наиболее актуальны.Экспансионистская политика требует жесткого контроля за ценами, так как издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок, налогов. Увеличение государственных расходов возможно за счет роста налоговых поступлений, который происходит при расширении производства, повышении темпов прироста производимой продукции. В таких случаях необязательно повышать ставку налога, так как автоматически расширяется налогооблагаемая база. Темп роста расходов не должен превышать темпа роста доходов, и за этим соотношением необходим государственный контроль. Для реализации данной программы государство должно иметь долгосрочные программы централизованных инвестиционных вложений.
Кейнсианство, как и монетаризм, в чистом виде применяется в мировой финансовой практике редко, так как это чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции. Главные задачи оно возлагает на государство, требует разработки твердой и основательной законодательной базы для соблюдения определенных рамок вмешательства в предпринимательскую деятельность. Выбор форм государственного регулирования финансов особенно сложен при проведении структурных преобразований в российской экономике. Отсутствие достаточных накоплений в частном секторе означает невозможность быстрой переориентации финансирования с государственных источников на собственные средства предприятий. Применение мирового опыта без учета конкретных особенностей и состояния экономики России способствовало усугублению кризисных процессов.
Экономический рост — проблема многоаспектная, тем более в масштабах страны, только выходящей из длительного периода трансформационных преобразований.
В содержательном отношении дискуссионные вопросы экономического роста развиваются вокруг четырех базовых моделей консолидации. Это:
1) дирижистская модель, основанная на применении принципов традиционной промышленной политики, включая выделение отраслевых приоритетов и государственную (финансовую и нефинансовую) поддержку этих секторов. Не менее важен в этой модели протекционизм как способ защиты отечественного производителя от конкуренции иностранных фирм;
2) укрепление финансово-промышленных, групп, повышение инвестиционной (и вообще организационной) активности (роли) конгломератов крупнейших фирм. Предполагается, что такие образования обеспечивают концентрацию ресурсов (финансовых, интеллектуальных), а также снижение трансакционных издержек благодаря соединению в себе финансовых, производственных и исследовательских организаций;
3) резкое сокращение бюджетной нагрузки на экономику (реформа формирования и расходования бюджетных средств), приведение ее в соответствие с параметрами, характерными для стран аналогичного уровня экономического развития;
институциональные реформы, нацеленные на стимулирование предпринимательской деятельности, проведение активной политики государства по созданию благоприятных условий для инвесторов, как отечественных, так и иностранных. Для этого необходи- мо формирование адекватной системы институтов, включая соответствующее законодательство и эффективную правоприменительную систему.
В настоящее время руководство России делает упор на органическое сочетание позитивных компонентов всех моделей. Постиндустриальное общество структурно отличается от индустриального тем, что доля услуг в ВВП и в занятости становится преобладающей. Стратегия прорыва (а не повторения) направлена на усиленное развитие сектора услуг, в первую очередь высокотехнологичных.
Постреволюционная экономика характеризуется двумя важными особенностями: формированием новых закономерностей роста, которые проявляются во всякой экономике, пережившей тяжелый спад и восстанавливающей докризисный уровень; сохранением высокого уровня трансакционных издержек из-за проблем взаимодействия ряда политических институтов (прежде всего судебной, административной и правоохранительной систем). Применительно к современной России существенными моментами проявления восстановительных закономерностей выступает затухающий характер этого роста. Для ускорения экономического роста необходимо существенное снижение трансакционных издержек, которые в постреволюционной стране, по меркам развитых экономик, чрезвычайно высоки. Эта проблема характерна для всех стран, вышедших из периода социально-политической нестабильности. Для снижения трансакционных издержек необходимо обеспечить устойчивое функционирование политических и правовых институтов. Не менее важно избегать принятия государственных решений, сомнительных с точки зрения нормального частного инвестора.
Смотрите также
Правовое государство
Принцип правового
государства закреплен Российской конституцией 1993 года. Со дня принятия данной
конституции, 12 декабря 2013 года исполняется 20 лет. Несмотря на это,
абсолютное большинст ...
Допрос несовершеннолетних
На всех стадиях уголовного
судопроизводства важное значение имеет выполнение задач борьбы с преступностью.
Достижение этой цели определяется тем, насколько научно обосновано, тактически
пра ...
Правовое регулирование занятости в Российской Федерации
Государственное регулирование
обеспечения занятости и трудоустройства является не только защитой и помощью
ищущим работу, но и одним из способов их трудоустройства.
Законодательство о зан ...