Бюджет субъекта РФ: доходы, направления расходования средств
Материалы / Государство и его экономическая роль / Бюджет субъекта РФ: доходы, направления расходования средств
Страница 1

Одним из наиболее важных устройств, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное управление, является финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

С помощью финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. При этом бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов). Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью которой решается — кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета.

Государственные расходы — это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием фондов финансовых ресурсов субъектов экономических отношений в целях финансирования основных затрат расширенного воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей.

Специфика общественного назначения государственных расходов состоит в обеспечении финансирования государственной деятельности: управленческой, военной, экономической, социальной и других функций государства. Объем и структура государственных расходов в ВВП зависят от многих факторов: этапа общественного развития, внешней и внутренней политики государства, уровня благосостояния населения, размера государственного сектора в экономике и др. Так, если в рабовладельческом и феодальном обществах расходы государства состояли в основном из затрат на содержание дружины и военных походов, а также частных расходов государя, то с развитием производительных сил в современных условиях значительны государственные расходы в обеспечении финансирования управленческой, военной, экономической, социальной функций государства, а также обслуживания государственного долга и др.

Незакрепленность в настоящее время отдельных доходов за расходами позволяет маневрировать денежными средствами, сосредоточивать их на наиболее важных направлениях социально-экономического развития страны (за исключением внебюджетных фондов и амортизационных отчислений).

Государство выполняет свои функции либо непосредственно через систему органов управления, либо через принадлежащие ему организации и учреждения. Государственные расходы осуществляются из различных фондов, как централизованных (бюджеты различных уровней, а также государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фонды государственных предприятий).

В настоящий период в странах со смешанной экономикой определяющими остаются централизованные государственные расходы, а государственный бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых для осуществления государством своих конституционных функций. Через государственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для целей реализации социальной политики и государственного регулирования экономического развития страны по всей ее территории.

Основная часть расходов местных бюджетов приходится на социальные мероприятия и управление местным хозяйством: финансирование дорожного хозяйства, общественного транспорта, затрат на просвещение, здравоохранение. Финансовое звено специальных (внебюджетных) фондов осуществляет расходы, обусловленные назначением этих фондов. Сюда относятся и расходы по социальному обеспечению и социальному страхованию граждан страны, обязательному медицинскому страхованию, осуществлению различных экономических мероприятий и др. (рис. 4.1).

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Единый реестр судебных решений. Ограничения режима общего доступа
    Сегодня 31 марта 2012 г. при заходе в Единый реестр судебных решений, вдруг обнаружил. что уже действует новая бете-версия реестра. Скорость открытия документов реестра просто убивает. Но при этом, е ...

    Юридические гарантии прав человека и гражданина РФ
    В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание, в зависимости от социальной позиции ...

    Институт авторского права по российскому законодательству
    Авторское право в России появилось лишь в начале XIX веке (1828г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. Сто семьдесят ...