Бюджет субъекта РФ: доходы, направления расходования средств
Материалы / Государство и его экономическая роль / Бюджет субъекта РФ: доходы, направления расходования средств
Страница 2

В отношении экономических результатов государственные расходы делятся на производственные и непроизводственные.

Производственные расходы — это те расходы, которые или увеличивают имущественное достояние государства, или укрепляют экономические основы частного хозяйства.

Непроизводственные расходы — это те расходы, которые не дают ни одного из этих результатов, но не являются бесполезными.

По функциональному назначению расходы государства, согласно бюджетной функциональной классификации РФ, делятся на следующие основные группы:

• расходы на общегосударственные вопросы;

• расходы на национальную оборону страны;

• расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность государства;

• расходы на национальную экономику;

• социальные расходы;

• межбюджетные трансферты.

Доходы федерального бюджета по экономическому содержанию выражают денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, а также бюджетных фондов образований. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций, граждан, мобилизуемых в распоряжение публичных органов власти. По материально-вещественному воплощению доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране законодательством в распоряжение федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Доходы федерального бюджета являются результатом распределения стоимости ВВП, вместе с тем они выступают объектом дальнейшего распределения централизуемой в руках государства стоимости. Основной источник формирования доходов бюджета во всех странах независимо от их общественно-экономического устройства и политической ориентации — налоговый.

Налог — это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж денежных средств, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Иногда в связи с чрезвычайными расходами, например, в период войны или послевоенной разрухи, для формирования доходов бюджета правительство может прибегнуть и к использованию национального богатства, созданного предыдущими поколениями. При этом может использоваться национальное богатство не только данной, но и другой страны. Это происходит либо цивилизованно, например, через получение внешних займов, либо насильственным путем, например, в результате военных действий.

Взимание налогов осуществляется посредством налоговой системы, представляющей в РФ совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушения налогового законодательства.

В зависимости от объекта обложения, взаимоотношений плательщика и государства различаются прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги — это налоги на прибыль предприятий, на доходы физических лиц, на имущество предприятий и др.

Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Собственник товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. Покупатель товара или услуг становится действительным плательщиком налога. К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины.

Состав доходов бюджета, формы их мобилизации зависят от системы и методов хозяйствования, от решаемых страной экономических задач. Так, в СССР (до 1990 г.) формам и методам мобилизации бюджетных доходов была свойственна жестко централизованная система взимания, они имели ярко выраженный фискальный характер и строились на использовании индивидуальных ставок. С переходом России на рыночную форму хозяйствования доходы стали формироваться главным образом из налоговых поступлений.

Доходы бюджетов РФ образуются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

К налоговым доходам, согласно Налоговому кодексу РФ, относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Федеральными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся:

1)налог на добавленную стоимость;

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Договор о перевозке
    Отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспри ...

    Государственная служба в налоговых органах и учреждениях прокуратуры
    В рамках реализации административной реформы 9 марта 2004 г. Президентом РФ был принят Указ №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", согласно котором ...

    Сравнительный анализ советских конституций
    Конституция как необходимая правовая норма демократического государства берет своё начало от латинского constitution – устройство. Конституция - основа будущего законодательства страны. Она ...