Публичные договоры и договоры присоединения
Материалы / Публичные договоры и договоры присоединения
Страница 4

Дополнительно Закон Республики Беларусь от 10.12.1992 №2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» упоминает «стандартные условия сделок» – любые заранее сформулированные условия, предназначенные для многократного использования, которые одна договаривающаяся сторона (сторона, предлагающая условия) устанавливает для другой договаривающейся стороны при заключении договора и которые в деталях не согласовывались сторонами договора независимо от того, изложены ли эти условия во внешне обособленной составной части договора или в основном тексте договора, а также от их числа, способа оформления самого договора (в простой письменной или нотариальной форме) и соответствующих условий его.

Согласно ст. 7 названного Закона использование стандартных условий сделок может быть запрещено полностью или частично в соответствии с законодательством.

Возвращаясь к вопросу о соотношении между публичными договорами и договорами присоединения, отметим следующее. Если одной из сторон публичного договора всегда является коммерческая организация, то для договоров присоединения ограничение субъектного состава не предусмотрено. Но это легко объяснимо: ведь цель законодательного регулирования договоров присоединения – в определенной «борьбе» с ними8. Поэтому в большинстве случаев договор присоединения будет одновременно являться и публичным договором, хотя вывод этот носит, скорее, фактический, нежели логический, а тем более юридический характер9. Получается, что одна сторона лишена выбора заключать договор либо нет, зато другая не имеет возможности обсуждать условия заключаемого таким образом договора.

Предпосылкой для разработки одной из сторон своих стандартных бланков (проформ, формуляров и т.п.) договоров является ее «рыночная сила» (доминирующее положение на рынке), что характерно и для публичных договоров. Заметим, что понятие «рыночной силы», хоть и не является правовым, характерно не только для договора присоединения, но и для всех других договоров. Ведь всегда проект договора готовится одной из сторон, причем чаще всего это продавец по договору купли-продажи, кредитодатель по кредитному договору, арендодатель по договору аренды, залогодержатель по договору залога и т.д. Кроме того, такая сторона обычно обладает профессиональным статусом в той или иной сфере. (Например, трудно представить, что условия договора текущего счета будет разрабатывать клиент, а не банк. Не меньшим нонсенсом будет осуществление банком расчетно-кассового обслуживания клиентов на различных условиях.)

При использовании договоров присоединения техника договорной работы исключает составление протоколов разногласий и прочих способов обсуждения условий договора. В то же время отметим, что данный термин имеет в виду не договор-документ, а договор-сделку. Поэтому договор присоединения может заключаться и без составления отдельного документа. Он может быть заключен путем акцепта публичной оферты (ст. 464 ГК), продажи товаров по образцам (ст. 467) по каталогам или через интернет-магазины, путем продажи товаров с использованием автоматов (ст. 468).

Практически важный вопрос: какие договоры считать договорами присоединения, и как следствие, какие из договоров, разработанных одной из сторон, не подлежат обсуждению другой? Однозначно сюда могут быть отнесены банковские, а также иные договоры, названные договорами присоединения в законодательстве. Относятся к договорам присоединения и те договоры-документы, которые содержат ссылки на специально разработанные примерные условия, правила и другие локальные либо нормативные акты. Гораздо сложнее вопрос со всеми иными договорами, заключаемыми на стандартных условиях одной из сторон. Иногда, чтобы исключить возможность обсуждения отдельных положений, в таких договорах делается ссылка на то, что такой договор является договором присоединения. Однако, по нашему мнению, универсальный подход к таким договорам невозможен.

Еще один практический вопрос, не имеющий единообразного решения: можно ли по соглашению сторон вносить изменения в стандартный текст договора присоединения? C одной стороны, учитывая «вынужденный» характер признания законодателем договоров присоединения, ответ должен быть положительным. Но с другой стороны, есть ряд ограничений. Так, согласно ст. 122 БК банки не вправе предоставлять льготные условия инсайдерам и работникам банка. При этом под предоставлением льготных условий понимаются: а) заключение с такими лицами или в их интересах такой сделки, какую по ее существу, целям, особенностям и риску банк не заключает с другими клиентами; б) заключение с такими лицами или в их интересах сделки на условиях, на которых банк не заключает подобные сделки с другими клиентами банка; в) взимание с таких лиц вознаграждения и (или) платы за осуществление банковской операции в меньшем размере, чем вознаграждение и (или) плата за осуществление этой банковской операции, взимаемые с других клиентов банка. Сделки с предоставлением льготных условий, заключенные с инсайдерами и работниками банка, являются ничтожными. Кроме того, для публичных договоров действуют ограничения, установленные ч. 1–2 ст. 396 ГК. Таким образом, к внесению изменений в стандартные условия договоров присоединения в каждом конкретном случае необходимо подходить с учетом всех конкретных обстоятельств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Смотрите также

    Источники римского права
    Как известно, Рим трижды покорял мир: своими легионами, превратившими маленькую городскую римскую общину в центр огромной империи; христианством, ставшим мировой религией, и, наконец, право ...

    Отказ от наследства
    В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется государством. Все граждане РФ имеют равные права в области наследственного права, независимо от по ...

    Правовое регулирование права собственности на землю Республики Казахстан
    С введением частной собственности на землю право распоряжения землей наполнилось качественно новым содержанием. Земельная реформа в Республике Казахстан, ликвидация монополии государстве ...