Публичные договоры и договоры присоединенияМатериалы / Публичные договоры и договоры присоединенияСтраница 9
Кроме того, к числу примерных могут быть отнесены те «типовые договоры», которые не отвечают требованиям п. 4 ст. 396 ГК (см. выше).
Таким образом, соотношение различных видов договоров, тем или иным образом ограничивающих свободу воли сторон, можно представить следующим образом.
Публичные договоры соотносятся с договорами присоединения, как два круга Эйлера, объемы которых пересекаются условно на 90% (логической ошибки в этом нет, поскольку классификация производится по различным основаниям). Типовые договоры (в смысле ч. 4 ст. 396) являются разновидностью публичных договоров (т.е. включаются в объем этого понятия), а типовые договоры в более широком смысле выходят за рамки данного понятия. Те примерные договоры, которые разрабатываются юридическими лицами и публикуются в печати, являются разновидностью договоров присоединения, а те, что утверждаются различными государственными органами, составляют совершенно особую категорию, не соотносящуюся ни с одной, указанной выше.Общие (стандартные) условия сделок
Нормы ГК, как посвященные типовым договорам, так и относящиеся к примерным договорам, упоминают о возможности заключения договора-сделки не с использованием договора-документа, а путем издания обязательных правил (п. 4 ст. 396) или изложения применых условий договора в «ином документе» (ст. 397). «Условия формуляров и иных стандартных проформ, к которым присоединяется покупатель» упоминаются в ст. 463 ГК. В ч. 2 ст. 22 БК идет речь о «правилах, действующих в банках»12. «Стандартные условия сделок» упомянуты в Законе Республики Беларусь от 10.12.1992 №2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Все это позволяет сделать вывод, что белорусское законодательство допускает заключение сделок путем присоединения сторон к специальным правилам. Эти правила имеют форму не договора, а локального акта (корпоративные правила), либо же они утверждены соответствующим государственным органом в качестве нормативного акта.
При заключении внешнеэкономических сделок существует значительное число специальных правил (Инкотермс, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, Унифицированные правила по инкассо, Принципы международных коммерческих договоров и т.д.), не имеющих силу нормативного акта, но в то же время широко применяемых сторонами. При наличии ссылок на них в тексте договора они приобретают силу договорных условий, а при отсутствии – международного обычая, также рассматриваемого в качестве источника права (п. 1 ст. 1093 ГК).
В национальном законодательстве зарубежных стран сформулировано специальное понятие «общие условия сделок» (англ. General Business Condition, нем. Allgemeine Geschaeftsbedingungen) для обозначения такого вида источников права. В германской юридической литературе, например, подчеркивается основная проблематика общих условий сделок (далее – ОУС): они представляют собой нормы или, по крайней мере, несут в себе сильные нормативные черты. Но сила ОУС основана не на одностороннем установлении, как в случае законодательной нормы, а на договоре. Квазинормативный характер ОУС имеют по нескольким причинам: 1) устанавливаются односторонне; 2) регулируют множество договорных случаев; 3) обеспечивают себе продвижение благодаря обычаям торговли и оборота, а также экономической помощи применителя13.
Разработкой общих условий сделок и стандартных форм договоров в зарубежных странах занимаются не только сами корпорации, но и специально созданные профессиональные объединения (наподобие банковских ассоциаций и т.п.). Наряду с экономией времени различные стандартные проформы контрактов рассматриваются так же, как средство для распределения рисков из договора14. Вместе с тем отмечается настороженное отношение к таким договорам в случаях, когда другой стороной выступает потребитель.
По этой причине специальное законодательство либо обязывает включать в договор то или иное обязательное условие, либо (чаще всего) запрещает это делать. Контроль за содержанием стандартных договоров возлагается на суды (Германия, Бельгия, Ирландия) или же на различные органы государственного управления, в том числе на министерства (Франция, Канада), специальные органы по охране прав потребителей и часто при их активном участии (в Англии – Генеральный директор по честной торговле, в Дании – омбудсман потребителей и национальная посредническая комиссия). В США стандартные договоры с участием потребителей в сфере страхования и коммунальных услуг подлежат обязательному предварительному утверждению особыми государственными агентствами (комиссией по страхованию, комиссиями по коммунальным услугам)15.
Смотрите также
Понятие уголовной ответственности
Конституции Российской Федерации,
Россия является демократическим, правовым государством. Основным методом воздействия
на правонарушителя является привлечение его к тому или иному виду юриди ...
Современная государственная кадровая политика субъектов РФ на примере Ростовской области
Российская Федерация
имеет федеративное устройство. Ее субъекты равноправны и имеют достаточно
широкие полномочия. Конституцией Российской Федерации достаточно четко
определены предметы вед ...
Бюджетное прогнозирование и планирование: сущность, методы и роль в организации бюджетного процесса
Тема данной работы актуальна
для изучения, т.к. бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных
средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций
государства ...