Органы предварительного расследования, характеристика их процессуального положения
Материалы / Органы предварительного расследования, характеристика их процессуального положения
Страница 4

16. Рассматривать ходатайства участников предварительного следствия с вынесением постановления в случае отказа (ст. 159).

17. Привлекать лицо в качестве обвиняемого и предъявлять ему обвинение (гл.

23).

18. Приостанавливать и возобновлять предварительное следствие (гл. 28).

19. Прекращать уголовное дело по основаниям ст. 24-28.

20. Оканчивать предварительное следствие и направлять уголовное дело с обвинительным заключением прокурору.

21. Представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений при несогласии со следующими действиями (бездействием) и решениями прокурора (ч. 3 ст. 38):

1) о привлечении лица в качестве обвиняемого;

2) о квалификации преступления;

3) об объеме обвинения;

4) об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого;

5) об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных п. 2-11 ч. 2 ст. 29;

6) о направлении уголовного дела в суд или его прекращении;

7) об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия;

8) о передаче дела другому следователю.

Прокурор в этих случаях либо отменяет указание нижестоящего прокурора - при согласии с возражениями следователя, либо поручает производство предварительного следствия по данному делу другому следователю (ч. 4 ст. 38). Данное право следователя рассматривается как гарантия его процессуальной самостоятельности, свободы квалификации им преступления и оценки доказательств по своему внутреннему убеждению. Вместе с тем следует указать и на то, что данная норма не вполне достаточна для обеспечения подлинной самостоятельности следователя, поскольку ей противостоят значительно более мощные побудительные мотивы, вынуждающие следователя все же выполнять любые указания прокурора - даже если это противоречит его убеждению. Прокурор по новому уголовно-процессуальному законодательству сохранил роль «хозяина процесса» на его досудебных стадиях и обладает достаточными полномочиями (можно назвать право прокурора отменять любые постановления следователя, утверждать обвинительное заключение и ряд других следственных актов, продлевать срок расследования, отстранять следователя от ведения дела и т. д.), чтобы заставить следователя внимательно прислушиваться к его мнению.

22. Вносить запрос о производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства процессуальных действий на территории иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности (ч. 1 ст. 453).

Органы дознания

Согласно п. 24 ст. 5 УПК органы дознания - это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Полномочия органов дознания принадлежат субъектам, которых можно разделить на две группы (ст. 40):

а) органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

б) должностные лица - руководители определенных государственных органов и формирований: Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений и гарнизонов, руководители органов Государственной противопожарной службы; должностные лица - руководители государственных учреждений: начальники военных учреждений, главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации), а также некоторых других государственных и негосударственных формирований (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок).

Полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности обладают оперативные подразделения:

- органов внутренних дел Российской Федерации;

- органов федеральной службы безопасности;

- федеральных органов государственной охраны;

- таможенных органов Российской Федерации;

- органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- службы внешней разведки Российской Федерации;

- Министерства юстиции Российской Федерации;

- органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, которые проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других вышеназванных органов (ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности »).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Гражданско-правовой статус акционерного общества
    Эту курсовую работу мне хотелось бы посвятить изучению акционерных обществ как разновидности коммерческих организаций. Мой интерес к этой теме обусловлен той огромной ролью, которую игр ...

    Реабилитация, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс
    Институт возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс, был заимствован гражданским законодательством Республики Казахстан из норм ранее действовав ...

    Виды правовых норм
    Право представляет собой сложную и многообразную систему (упорядоченную совокупность) норм права. Право, прежде всего, состоит из норм права — общих юридических правил поведения, распростран ...